Храм Воскресения Христова в Сокольниках строили, не думая о деньгах

Начались празднования, посвященные столетию самого «молодого» храма из всех дореволюционных храмов Восточного округа. Кто пожертвовал мешок золота на его строительство, почему его алтарь на южной стороне и как восемь его куполов стали черными? Читайте в рассказе, посвященном юбилею храма Воскресения Христова в Сокольниках.

Чудесная стройка

Первым настоятелем храма был замечательный духовник и подвижник протоиерей Иоанн Кедров. В 1894 году его рукоположили в дьяконы и направили служить в больничный храм в честь Матери Божией Всех Скорбящих Радость при Бахрушенской больнице, ныне №33. Маленькая больничная церковь не могла вместить всех желающих. Отец Иоанн усердно молился Богу, чтобы Он помог решить возникшее затруднение.

Его молитвы были услышаны. «Дедушке был глас, и не только глас, но и видение, как он должен построить храм, – вспоминает внучка отца Иоанна Марина Михайловна Кедрова. - Храм надлежало построить в Сокольниках: левый придел – во имя апостолов Петра и Павла, правый – «Всех скорбящих Радость», внизу – во имя праведного Александра Невского. Ему Сам Господь показал план, чтобы он именно так строил и чтобы ни о чем не заботился. Потрясенный дедушка ответил тогда: «А мне не на что строить храм». На что был дан ответ: «О деньгах не думай».

Для строительства отец Иоанн брал деньги в долг, обещая, что расплатится, когда храм будет поставлен. Многие прихожане ходили с кружками, собирая добровольные пожертвования верующих. (Местным Сокольническим мальчишкам выдавали официальные удостоверения о том, что они являются сборщиками на строительство храма. С большими кружками на груди они путешествовали вдоль трамвайной линии и имели за свой сбор право бесплатного проезда прм. автора). Храм был возведен, и оставался всего лишь один день до погашения долгов. Вечером дедушка сидел в своем кабинете, смотрел в окно и думал, чем он будет расплачиваться, ведь денег нет. И тут раздался стук в дверь. Отец Иоанн приоткрыл дверь и увидел незнакомого старичка. А старичок дословно говорит следующее: «Эх, с каким же трудом я до тебя дошел. Мне велено было найти тебя – праведника и велено передать тебе». Дедушка смотрит – рядом стоит мешок. Втаскивает его в кабинет, открывает – полон золота. Отец Иоанн посмотрел на старичка в полном недоумении, а тот говорит: «Позволь у тебя остаться пожить. Я скоро умру, и ты меня похорони». Он вскоре скончался и был похоронен в нижнем храме, а звали его Александр».

Отец Марины Михайловны, которому тогда было 6 лет часто вспоминал, что действительно, жил в доме дедушки старичок, к которому отец Иоанн подводил их, маленьких детей семейства.

Черные купола и олени

Храм был построен по проекту архитектора П. Толстых в 1910-1913 годах. Начало двадцатого века, это эпоха стиля модерн. Состоятельные промышленники, владельцы доходных домов, фабриканты больше не хотели строить дома по старым классическим образцам. Интеллигенция и богемное общество того времени было крайне увлечено философией и поиском Бога, появлялись всё новые и новые философские кружки. Культурные явления, предметы искусства, были насыщены символами, отображающими эти искания. Москва «наряжалась» новыми диковинными домами и фасадами. Все смешалось в храме Воскресения Христова: тут есть и элементы готики, и древненовгородская архитектура и конечно, сам модерн, богато украшенный узорами, в которых художники того времени воплощали свои философские идеи и искания.

Внешне храм Воскресения Христова похож на древнебылинный замок с множеством шпилей и башенок, но если посмотреть с высоты птичьего полета, то можно увидеть его классическое строение, символизирующее Крест Христов: удлиненная центральная часть, начинающаяся от входа в храм и заканчивающаяся алтарем, и два придела – левый, в честь апостолов Петра и Павла, и правый, посвященный иконе Матери Божией «Всех Скорбящих Радость», составляют правильные его очертания.

Интересная особенность храма: его алтарь обращен не на восток, как принято в Православной Церкви, а на юг, в сторону Палестины, родины земной жизни Спасителя.

Количество куполов так же имеет свое символическое значение: девять куполов напоминают девять чинов Ангельских. Однако только одна маковка из девяти позолоченная, как в древней Руси, остальные восемь черного цвета. Существует предание, рассказанное старейшими прихожанами, что во время строительства храма отца Иоанна постигло несчастье, скончалась его дочь. В память об этом скорбном событии настоятель решил оставить восемь куполов черными.

Обращают на себя внимание Царские врата с резными оленями, склонившими головы перед святостью Того, кто незрим, но пребывает всюду. Иконостас не закрывает от мирян всю алтарную часть до потолка, как во многих других храмах.Эта архитектурная задумка связана с новшествами модернистской модой ХХ века.

Испытание обновлением

Стремление к новизне отразилось не только в архитектуре храма. Судьба храма Воскресения христова тесно связана с переменами в жизни Церкви в начале XXвека, переменами, принесшими Церкви боль и страдания. В то время власти Сокольнического района славились своим неприятием религии. Кто только не выступал с призывами закрыть храм: и коллектив психбольницы, и сотрудники исправтруддома, коллективы фабрик «Буревестник» и «Бабаево», инвалиды дома имени Радищева, работники макаронной фабрики, и общество домохозяек. Но самое тяжелое время для храма наступило после уничтожения храма Христа Спасителя, котором с 1922 по 1931 год находилось Обновленческое высшее церковное управление. Обновленческая церковь или  как еще ее называли «Живая церковь» была единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией С 1922 по 1926 год. Ее члены декларировали демократизацию управления и модернизацию богослужения в Русской Православной Церкви и  выступали против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. В 1931 году храм Христа Спасителя взорвали и резиденция обновленцев переместилась в храм Воскресения Христова в Сокольниках и настоятелем Сокольнического храма стал иеромонах Сергий (Воскресенский), впоследствии  митрополитВиленский и Литовский,экзархЛатвии и Эстонии. Во время Великой Отечественной войны он стал инициатором миссии на оккупированных территориях Псковской области и Прибалтики. Его образ показан в известном кинофильме «Поп». До 1943 года храм находился в руках обновленцев, но с восстановлением Патриаршества, его причт воссоединился с Московской Патриархией.

В январе-феврале 1945 года в храме Воскресения Христова в Сокольниках состоялся Поместный Собор Русской Православной церкви, избравший Патриархом Московским и Всея Руси Алексия Первого (Симанского).

Радость длинною в век

В храме Воскресения Христова имеется нижний храм, который освящен в честь Рождества Христова. Он отличается яркостью и праздничным убранством. Золотые Царские врата создают в душах прихожан радостное и возвышенное настроение, напоминая о великом Чуде рождения Спасителя. Фрески, расположенные на стенах нижнего храма, изображают некоторые сцены из жизни Христа, напоминая мирянам о кротости Господа.

Даже в трудный для России и Русской Православной Церкви XX век храм Воскресения Христова в Сокольниках не закрывался. Его двери всегда были открыты для прихожан, не умолкала служба в этих стенах. Поэтому из многих закрывавшихся храмов и часовен привозились сюда чудотворные иконы и другие святыни, дорогие сердцу православного москвича. До сих пор в храме находится одна из величайших святынь – чудотворная икона Божией Матери «Иверская», которая некогда находилась в часовне у Иверских ворот на Красной площади.

Ирина Сечина по материалам сайта храма Воскресения Христова, сайта pravoslavie.ruи сайта храма Христа Спасителя