Архимандрит Кирилл (Павлов): рядом с ним у тебя всегда было право на ошибку

Фото с сайта tatarstan-mitropolia.ru Фото с сайта tatarstan-mitropolia.ru

Беседы с архимандритом Кириллом (Павловым) оставили глубоуий след в памяти всех, кому довелось с ним общаться. Предлагаем некоторые цитаты и высказывания старца.

Вечером 20 февраля, в Переделкино, на 98-м году жизни, после тяжелой болезни скончался архимандрит Кирилл (Павлов), один из наиболее почитаемых в Русской Православной Церкви старцев. Его отпевание пройдет 23 февраля, после поздней литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, духовником которой он был на протяжении многих лет. Совершит отпевание Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Архимандрит Кирилл был духовником и наставником многих священников нашей Церкви, к нему за помощью приезжало множество мирян. Помощь людям, жаление их, участие в их жизни словом и молитвой было для о. Кирилла важнейшей частью своей жизни. Ежегодно он отправлял священникам и мирянам до пяти тысяч писем.

Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты ни поклоны

Игумен Кирилл (Павлов) у мощей преподобного Сергия Радонежского. Фото с сайта eparhia-saratov.ru

Его высказывания порой были афористичны, напоминая пословицы и поговорки, — как у о. Амвросия Оптинского. Некоторые из них записал во время своей жизни в Троице-Сергиевой Лавре монах Симеон Афонский:

Держи голову низко, а душу к Богу близко.
В делах вертись, а с людьми мирись.
Как спастись? Сердце смиряй, а себя укоряй.
Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни
поклоны.
Кто Богу молится, тот не опозорится.
Тот, кто других укоряет, о своих грехах забывает.
Гордый, как поздний ужин, — никому не нужен.
Дух любит мужество, но не дерзость.
Церковь всегда распята, как и Христос.
Упавший и поднявшийся — спасается. Не вставший — гибнет».

Я поднял из мусора книгу

Архимандрит Кирилл (Павлов) пришел к вере во время Великой Отечественной войны. Одно из важнейших событий его жизни произошло в 1943 году в Сталинграде.
«Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу, — вспоминал он. — Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе – книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие, у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события… Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся. Дошел до Австрии. Господь помогал и утешал. А после войны привел меня в семинарию. Возникло желание учиться чему-то духовному».

Он оставил собственную "обыкновенность"

«Рядом с ним у тебя всегда было право на ошибку, — пишет в своей книге «Тихий свет подлинности» инокиня Евфимия (Аксаментова), — Мало того, у тебя было право иметь собственное мнение. Несогласие не вызывало у отца Кирилла ни недоумения, ни огорчения (огорчения он, по крайней мере, не показывал). Он с интересом и уважением выслушивал иную точку зрения и, если убеждался в ее обоснованности, мог изменить свою.
Отец Кирилл никогда не доминировал и никому не навязывал своих представлений о жизни. Выслушав вопрошавшего, неспешно расспросив о подробностях дела, он деликатно предлагал свой вариант решения проблемы, а дальше — наше право выбирать. Жизнь сама открывала впоследствии, что его совет был единственно верным.
Отец Кирилл относился к человеку предельно бережно, взвешивал каждое свое слово, чтобы не задеть чужого самолюбия, не поранить немощную душу. А на ошибку он — не то что грубо не указывал, но вообще делал вид, что ничего не происходит. Давал человеку возможность самому разобраться в заблуждении. Недаром один из его любимых фрагментов «Отечника» — история с Пименом Великим, не обличившим дремавшего на клиросе во время службы брата, но давшим ему спокойно отдохнуть.
Его умение предпочитать ученичество учительству, послушничество начальствованию поражало до глубины души. Другое дело, что нам самим следовало иной раз догадаться — не столько делиться с ним своими соображениями, сколько помолчать в его присутствии. Пользы от этого было несравненно больше».
По ее словам, «единственное право, которое решительно оставлял за собою отец Кирилл, — это право отстаивать собственную обыкновенность, незначительность… Не думаю, что кто-то вспомнит хотя бы одно его откровение о случаях сверхъестественной ему помощи, о небесных знамениях и чудесных явлениях — всего того необычайного, что могло поставить батюшку в исключительное положение среди людей».

Я видел как он забывает себя

«Моим духовником при постриге стал архимандрит Кирилл (Павлов). Он обещал отвечать за меня Христу, а я — повиноваться ему, якоже Христу», — вспоминает архимандрит Алексий (Поликарпов). По его словам, повиноваться такому духовнику было очень легко: «Потому что рядом живой пример. И потому, что главное в отце Кирилле — Любовь. Я видел, как он забывает себя, простираясь на помощь ближнему».

Свобода приходит к кротким

Беседы с отцом Кириллом оставили глубокий след в памяти всех, кому довелось с ним общаться. Симеон Афонский поделился некоторыми высказываниями старца:
«Заповеди Святого Евангелия являются опорой для просвещения сердца и его разумения… Но евангельская свобода приходит к кроткой и смиренной душе, которая не кичится полученным Божественным даром, когда человек прекращает занимать себя построениями своего эгоистического ума и освобождается от густой сети дьявольских помышлений. Такой человек радуется, именно радуется, истинной радостью. Чему же он радуется? Спасению других — и без корысти обращает все силы на помощь ближним словом и делом, а больше всего – молитвой».
«Спасение как начинается? Когда в душе возникает стыд и сильное укорение даже за самый малый дурной проступок и даже помысел. Хочешь возлюбить Христа? Побеждай до конца страсти! Что такое страсти? Та же самая тюрьма. Да что там, хуже любой тюрьмы! Из человеческой тюрьмы выпускают, когда срок окончится. А тюрьма страстей — бессрочная, у нее сроков нет! Может душу навечно упрятать…»

Почему наша жизнь не выстраивается

В книге «Ближе к Богу. Как спасаться в современном мире» собраны тексты проповедей архимандрита Кирилла (Павлова). Вот некоторые цитаты:
«В земной нашей жизни немало бывает бед и несчастий у каждого из нас. То постигают нас болезни, то злые и коварные люди наносят нам какой-либо вред и чем-либо обижают нас. При всех подобных несчастьях мы глубоко скорбим и молим Бога об избавлении от них. Но бывает, и очень нередко, что Бог не внемлет, по-видимому, мольбам нашим: обстоятельства наши не только не улучшаются, но иногда и еще более и более ухудшаются. В таком положении мы часто охладеваем к молитве, оставляем ее, иногда даже и ропщем на свою судьбу и говорим: «Да чем же мы хуже других, живущих в благоденствии и счастье?» Как мы должны поступать, когда Бог не внемлет, по-видимому, нашим мольбам, хороший урок преподает нам упоминаемая в Евангелии язычница, жена хананейская. Она не переставала просить, неотступно умоляла о помощи. Чем же это кончилось? Молитва матери была услышана: дочь ее немедленно выздоровела».
«Мы удивительно легкомысленно, и подчас даже преступно, относимся к устроению своей жизни. Ведь любой строитель не приступит к постройке здания прежде, нежели сделает необходимые расчеты, составит сметы и произведет другие подготовительные действия. Никакой каменщик не положит ряд кирпичей, если он прежде их не вымеряет. А мы сплошь и рядом устраиваем свою жизнь так, что нисколько не задумываемся ни над какими вопросами, имеющими смысл и значение для нас.  Мы не имеем никакой меры для оценки правильного течения нашей жизни. Поэтому получается, что наши жизненные постройки очень часто терпят крушение и под своими развалинами тяжко ломают нас. И это будет свершаться, мы этой ломки и сокрушения не избежим, потому что мы пренебрегаем единственно истинным и правильным путем, показанным нам Господом в Своем Евангельском учении».
«Не проходит дня, чтобы мы перед зеркалом несколько раз не посмотрели на себя: чиста ли наша одежда или не запачкано ли наше лицо. Тем не менее годами, а, может быть, даже и во всю жизнь мы никогда не проверяем опрятность и чистоту нашей души, противопоставив себе как зеркало совершенный образ Христа Спасителя, запечатленный нам в Евангелии».

Чего стыдится гордый

«Гордый человек придает земным благам гораздо большую цену, нежели та, какую имеют они по самой своей природе, считает себя умнее, нравственнее, заслуженнее, нежели есть он в действительности…», — пишет архимандрит Кирилл (Павлов) в своей статье. «Смиренный человек, если и согрешит, то сердечно скорбит о своем преступлении, всегда сознавая свой грех и виновность пред Богом, и не стыдится открыть свою греховную язву духовному врачу; человек же гордый, ослепленный своими мнимыми или действительными достоинствами, не замечающий своих недостатков, до того ценит себя, что стыдится признать себя виновным в чем бы то ни было, а тем более исповедать свои грехи перед священником», — продолжает он.
«Гордый в счастье еще более кичится или превозносится над ближними, а иногда и вовсе забывается. В несчастии же он, напротив, или озлобляется и ропщет на судьбу, или малодушествует и предается отчаянию. А смиренный не надмевается в счастье и не падает духом посреди самых тяжелых бедствий, но с терпением и покорностью предается воле Отца Небесного», — пишет старец.

Отец Кирилл (до пострига — Иван Дмитриевич Павлов) родился в Рязанской губернии в 1919 году. В молодости работал технологом на металлургическом комбинате, затем был призван в армию.
В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Сталинграда, в боях возле озера Балатон.
После демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию, а затем, закончив также Духовную академию, принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1965 году, в сане архимандрита, он стал духовником лаврской братии, у него исповедовались в свое время Патриарх Алексий I и Патриарх Пимен; он был духовником Патриарха Алексия II.
С начала 2000-х годов после перенесенного инсульта отец Кирилл лишился возможности двигаться, а затем — практически полностью лишился возможности общаться со внешним миром. Он мужественно терпел тяжелую болезнь, а в краткие моменты, когда к нему возвращались силы — сам поддерживал и утешал других.

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы
Материал портала miloserdie.ru