Бог-Троица – Бог взаимной любви

4 июня Церковь празднует день Святой Троицы или Пятидесятницы. Это день встречи посланного в мир Духа Святого Утешителя с каждой ждущей Его душой.

Перед Своим Вознесением Христос сказал апостолам, чтобы они не разлучались, а, пребывая вместе и молясь, ожидали, пока не «облекуться силой свыше». Это и произошло на 50-й день после Воскресения Христа: Святой Дух сошел на апостолов, обновив все их существо благодатной Божией силой и соединив друг ко другу Своей любовью. Именно поэтому День Святой Троицы стал днем рождения Церкви — не домика к крестом, а соединением в любви людей друг с другом и Богом.

Христианский Бог – не одинокий Бог

Наш Бог — Бог-Троица, — Отец, Сын и Дух Святой. Понять это невозможно. Богословие так и говорит: Бог непознаваем. Но непознаваем – не значит недоступен. Бога нельзя «объяснить», невозможно сказать: «я понял, как Бог «устроен»»! Но один путь есть: любить. Потому что подобное познается подобным. Ведь Бог христиан — это Бог-Любовь. К Богу можно причаститься любовью. Но Бог-Троица — это любовь одновременно отдающая и принимающая.
Каждое из Лиц Святой Троицы отдает Себя другим, так что все Три пребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц – это взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью для другого. «Христианский Бог — это “не одинокий Бог”. Бог — не просто единица, но единство; Бог — не просто личный, но — межличностный. Бог — диалогичен», — говорит епископ Каллист Уэр.

— Именно это вечное движение любви, по выражению Максима Исповедника, отражено в иконе прп. Андрея Рублева: взгляды трех Ангелов обращены не вовне, но друг ко другу.

Бог и человека создал по Своему образу и подобию, по образу Троицы: не только создал таким собственно человека, Бог в Своем образе и подобии Троицы дал человеку образ, «способ» бытия. Потому что человек как личность существует, только если есть отношения любви с другой личностью. Если другого лица нет, то … и твоего лица нет, личности нет, хотя человек как существо продолжает быть. Например, если у человека есть сын, то он отец, а если у него сына нет, то человек сохраняется, а отец «исчезает». Получается, если человек никого не любит, в Божием замысле он еще не стал человеком. Епископ Каллист Уэр: «Тринитарный образ, в соответствии с которым мы сотворены, исполняется только в «промежуточном пространстве» любви, только в том «и», которое соединяет «Я» с «Ты». Такая любовь – смысл и цель христианской жизни. Только посмотрев на человека с любовью, мы приблизимся к истине о нем. Так любить помогает Дух Святой, которого Бог посылает человеку, соединения человека с человеком и людей – с Богом.

«Бога можно познать только Духом Святым», — говорил святой Силуан Афонский. Даже своим ученикам, свидетелям и очевидцам многих событий Своей земной жизни, Христос говорит, что только получив Святого Духа, они на деле поймут все то, о чем Он им говорил. Это произошло на 50-й день после Пасхи и стало праздником Пятидесятницы или Троицы – полноты свидетельства и «действия» в мире Бога-Отца, Сына и Святого Духа. Из робких и боязливых, какими апостолы были при жизни Спасителя, они после сошествия Святого Духа стали мужественными и бесстрашными, многие стали мучениками. Ученики Христа, получив Святого Духа, поняли, например, важнейшую вещь: почему, если Бог есть любовь, приходится столько страдать. Объясняли ученики это не словами, а делами: шли вслед Христу, поступая как Он, делая то, что должны и будь что будет. Злословили их, они благословляли, гнали – они терпели. Секрет в том, что теоретически таких вещей не объяснишь, надо практиковаться.

Борьба за Святой Дух

60749.b

Пятидесятница. Осиос Лукас, Греция. Мозаичный свод. Фрагмент. 13 век

Святой Дух нас Божией любви учит и свидетельствует, получается у нас или нет, своими плодами: любовью, радостью, миром, долготерпением, милосердием, верой. Противится стяжанию Святого Духа себялюбие: когда себя упорно любишь больше, чем остальных. Если человек борется с себялюбием, начинает замечать других людей вокруг, Святой Дух ему помогает. Епископ Каллист Уэр:Любовь — это дар и взаимообмен, и поэтому для того, чтобы любовь была полной, она должна быть взаимной. Условием совершенства одной личности является общение с другой. А поэтому если Бог есть любовь, невозможно помыслить, что Он есть только одна Личность, любящая Себя Самое».

Там, где свобода

60760.b

Святой Дух. Собор Святого Марка. Венеция. Мозаичный свод. Фрагмент. 9 век

«Дух Господень там, где свобода», — говорит апостол Павел. Дух Святой призывает, но не принуждает человека. «Дух Божий смиренно ищет всякого человека на всех путях его, чтобы дать ему познание о Себе… и посещает нас, когда мы сами готовы, ждем, хотим, смиренно открыты для Него. Он приближается к нам так тихо, что мы можем и не заметить Его сразу. Не должно ждать, чтобы Бог ворвался внутрь нас силою, без нашего согласия. О, нет: Он уважает человека, смиряется пред Ним: Он любит нас не свысока, а как нежная мать своего больного младенца. Когда мы открываем для Него наше сердце, то непреоборимо сильно чувство, что Он нам “родной”, и душа преклоняется пред Ним в умиленной любви», — писал архимандрит Софроний (Сахаров).

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы
Материал портала Милосердие