Дмитровская родительская суббота: что мы можем сделать для своих покойников?

Молятся ли за нас наши умершие родные? Можно ли облегчить загробную участь неверующего человека? Что живым обязательно надо сделать для умерших? 7 ноября, в Димитриевскую родительскую субботу, когда Церковь особенно молится за всех умерших, на эти вопросы отвечают святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Феофан Затворник и другие.

Традиция вспоминать об умерших именно в этот день, в 23-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, пошла от обычая молиться за погибших во время Куликовской битвы накануне дня ангела великого князя Димитрия Донского. Сама же практика поминовения усопших существует в христианской Церкви с самого ее основания.

Еще в древней Церкви особенно поминали покойных

В Церкви покойных поминали с самого ее основания. Делали это так, как написал святой отец Церкви Дионисий Ареопагит: «Священнослужитель творит молитву над усопшим и, по молитве, целует его, а затем – все предстоящие; в молитве же просят бесконечную благость Божию, да простит (Бог) усопшему все грехи, по немощи человеческой соделанные, и упокоит его в свете и стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, откуда удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание...» 

Уже тогда верующие люди знали, что их молитвы за усопших не напрасны. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние» (беседа 3-я на Послание апостола Павла к филиппийцам). «Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга» (Беседа 21-я на Деяния апостольские).

Не только мы молимся за усопших, но и они за нас

Вот что пишет о поминовении усопших св. Иоанн Кронштадтский: «Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших или живых при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого. Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, - забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви. - Такие не знают, что и Церковь <...> по любви своей постоянно молится за нас Богу, - и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, - равное за равное. Мы поминали их, они - нас. А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. - Много значит на молитве одно слово веры и любви. Много может молитва праведного [Иак. 5, 16]» (Моя жизнь во Христе. Том 2. Запись 1229)

Если человек умер неверующим, как облегчить его участь?

Святой Иоанн Златоуст говорит, что Бог не может не умилостивится, когда "весь народ и священный собор стоят с простертыми к Небу руками", молясь за умерших в вере, принося Страшную Жертву на литургии. Но и для умерших неверующими наших родных и бизких мы можем сделать много. «Есть еще, поистине есть возможность, если хотим облегчить наказание скончавшемуся грешнику. Если будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?». - Пишет святитель Иоанн.

Еще, по словам Блаженного Августина, нашим умершим помогают наши дела милосердия. "Кто также усомнится, что и дела милосердия, совершаемые для умилостивления за них, приносят пользу тем, о которых не всуе (не напрасно) воссылаются Богу молитвы?»

Участь умерших не считается решенною до всеобщего Страшного суда.  Поэтому, до Страшного суда "...мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие", - считает святитель Феофан Затворник.

Что обязательно надо сделать для души умершего?

Надо в первую очередь помогать душе, а не заботиться о теле покойника. Святитель Феофан говорит, что если мы внимательно сосредоточимся на мысли о том, каково душе нашего близкого человека там, за гробом, особенно сразу после кончины, когда она еще проходит мытарства и испытание своей совести, то мы услышим ее вопль, обращенный к нам: "Помоги!" "Вот на что вам надлежит устремить всё внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах", - пишет святитель Феофан.

Пресс-служба Восточного викариатства