Дух Святой - Дух любви Божией

Наш Бог – Бог Троица, – Отец, Сын и Дух Святой. Понять это невозможно. Богословие так и говорит: Бог непознаваем. Но непознаваем – не значит недоступен. Бога нельзя «объяснить», невозможно сказать (даже если вы очень-очень умны): «я понял, как Бог «устроен!». Но один путь есть: попробуйте любить. Стать причастником Бога можно любовью. На этом пути Бог Сам открывает человеку Свои тайны – посылая Святого Духа. Святой Силуан Афонский говорил: «Бога можно понать только Духом Святым».

Послав Святого Духа апостолам на пятидеятый день после Воскресения Христова, Господь открыл им главную тайну о Себе: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14: 26). Только приняв Святого Духа, ученики Христа окончательно постигли христианское учение, получив представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Своего Сына; о Сыне, по любви к Отцу и людям пострадавшем за род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, освящающим Своей благодатью всех, кто хочет любить.

КАК СТЯЖАТЬ СВЯТОЙ ДУХ?

Человек принимает Святого Духа в таинстве Крещения и Миропомазания. Но в Таинстве Святой Дух даруется нам как залог, семя, которое мы призваны вырастить. Как? Бог есть Любовь. Только научившись любить, мы обретаем Царствие Небесное. Все наши труды: молитва, пост, церковные службы, добрые дела – это средства, которыми мы пытаемся достигнуть цели – научиться любить; делать все ради Христа, а не ради самоутверждения, пусть и в добродетели. Ведь если все добродетели имеем, а любви не имеем, то мы – ничто, как писал ап. Павел (Кор. 13). Святой Дух нас такой любви учит и свидетельствует, когда у нас получается, своими плодами: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием. Есть ли это в нас? Вот почему прп. Серафим Саровский назвал целью христианской жизни стяжание (приобретение) Духа Святаго – Духа любви Божией. Противится стяжанию Святого Духа себялюбие, корень всех страстей.

ТАМ, ГДЕ СВОБОДА

Прп. Серафим Саровский, тысячи вокруг него спасались? Потому что не каждый свободен от желания грешить. «Дух Господень там, где свобода», – говорит апостол Павел. Дух Святой призывает, но не принуждает человека. «Дух Божий смиренно ищет всякого человека на всех путях его, чтобы дать ему познание о Себе... и посещает нас, когда мы пребываем в смиренной открытости для Него. Он приближается к нам так тихо, что мы можем и не заметить Его сразу. Не должно ждать, чтобы Бог ворвался внутрь нас силою, без нашего согласия. О, нет: Он уважает человека, смиряется пред Ним: Он любит нас не свысока, а как нежная мать своего больного младенца. Когда мы открываем для Него наше сердце, то непреоборимо сильно чувство, что Он нам “родной”, и душа преклоняется пред Ним в умиленной любви», – писал архимандрит Софроний (Сахаров).

«ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ»

Молитва «Царю Небесный» о призывании Святого Духа не читается целых пятьдесят дней: от Пасхи до Троицы. Это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы вновь звучит «Царю Небесный» – впервые на праздничной Всенощной. С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

Мы называем Святого Духа «Утешитель». Именно так назвал Святого Духа Христос в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14: 16-17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «иже везде сый» и «вся исполняяй» (все наполняющий Собой). Но в последнем случае можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не «механически» наполняет вселенную, но оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины существования помимо Бога. Святой Дух – «Сокровище благих», вместилище и источник всего доброго.

О чем мы просим Духа Святого? Чтобы Он пришел и вселился в нас. Мы просим быть обителью Духа, очищенной от всякой скверны – страстей, а также, чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя в единое Тело Христово. Мы просим, чтобы Он, Благой (добрый) спас наши души, – избавил от власти мира, диавола и страстей, и чтобы даровал нам Царство Небесное – Его Царство.

КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННЫЕ МОЛИТВЫ

После Литургии, на праздничной вечерне читаются коленопреклоненные молитвы. Именно с этого дня, впервые после Пасхи, в Церкви возобновляются земные поклоны. Молитв – три. Их текст хорошо посмотреть заранее (в интернете), можно его распечатать и прийти с ним на службу.

О чем же мы молимся? Праздник Сошествия Святого Духа – это исполнение Божьего Промысла о спасении человека. И потому молитвы довольно длинные: ведь в них перечисляются все этапы нашего спасения – творение мира, воплощение Спасителя, Его проповедь, страдания, Воскресение и Сошествие Св. Духа. Сошествие Святого Духа подчеркивается как особый день, когда мы с дерзновением говорим Богу. «Услыши ны, воньже аще день призовем Тя, изряднее же в день сей пятдесятный» и «Дух Премудрости Твоея моим подаждь помышлением, Дух разума безумию моему даруяй». 

ТЕКСТ: ПО МАТЕРИАЛАМ В. ЛОССКОГО, МИТРОПОЛИТА ВОЛОКОЛАМСКОГО ИЛАРИОНА, МИТРОПОЛИТА ДИОКЛИЙСКОГО КАЛЛИСТА (УЭРА).