Храм построили, а жизнь-то улучшилась?
- Миссионерская деятельность
- Прочитано 2706 раз
О жизни после постройки храма по «программе 200» и о том, как избежать конфликта с местными жителями, в интервью корреспондента сайта pravmir.ru Марии Строгановой с протоиереем Алексием Батаноговым, настоятелем храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево.
Что меняет новый, только что построенный храм в жизни большого жилого района? Или что он должен изменить? Вот строится храм в Новогиреево, в парке на пересечении Кусковской и Перовской улиц, и все вокруг преображается: появляется газон, скамейки, дорожки. Местные мальчишки ждут не дождутся нового занятия в судомодельном кружке – временный храм-то в честь адмирала Федора Ушакова. Мамы с детьми заходят на территорию храма, чтобы детям было где поиграть и полюбоваться цветами… и еще много-много хорошего. И концерты классической музыки для жителей района, и киноклуб, и лекции, и соревнования, и фестивали. И это нормально. Именно так и должно быть там, где построен храм.
Новый храм – дело Божие
– Семь лет назад несколько активных жителей района стали хлопотать о строительстве нового храма. Храм в Новогиреево был, но очень маленький, вмещал около 300 человек, на службах народу битком. Было собрано более 6 тысяч подписей с просьбой о выделении участка для постройки храма. Жители ходили в префектуру, муниципалитет, управу, но нигде не встретили участия. В одном из светских СМИ даже появилась статья под названием «Дело Божие – дело гиблое».
Ответа от властей ждали почти семь лет, и только после начала действия программы «200 храмов», был выделен участок в 0,21 га под строительство храма. В 2014 году в Парке на пересечении Кусковской и Перовской улиц был построен временный деревянный храм во имя святого праведного воина Федора Ушакова, который вмещает несколько десятков человек. Скоро на этом же участке будет возводиться каменный храм на 300 человек в честь равноапостольного князя Владимира.
– Как проходили слушания, когда участок был выбран, были ли сложности с местными жителями?
– Публичные слушания прошли, можно сказать, идеально – практически не было возражений. Наверное, это связано с тем, что люди несколько лет ждали начала строительства нового храма и все о нас знали.
И потом, необходимость храма была настолько очевидна, что возражений и не могло быть. У нас район – 100 тысяч человек в Новогиреево, 130 тысяч в Перово. При этом в Новогиреево есть храм на 300 человек, а в Перово на 80 человек. В царской России было такое число храмов, чтобы каждый православный человек, а это было практически все население страны, в воскресный и праздничный день мог быть в храме.
Конечно, в церковь сегодня ходит только несколько процентов населения, но даже если это только 5%, значит, у нас должен быть храм на 5 тысяч человек. А получается, что даже когда мы построим этот храм, и 1% населения не попадет в храм.
Очевидно, что храмы строить нужно, особенно на окраинах Москвы, ведь есть многодетные семьи, пожилые, больные люди, которым трудно добираться в центр. Храм должен быть недалеко, в пешеходной доступности.
Поэтому публичные слушания прошли замечательно, по нашему участку даже просили больший храм и дом причта для приходской жизни.
Храм как центр культурной жизни
Мы стараемся воплотить слова Святейшего Патриарха о том, что нужно строить храмы, чтобы жизнь стала лучше. Мы хотим, чтобы храм приносил пользу людям.
Конечно, самое главное – это богослужение. Люди приходят, молятся, приходят крестить детей, венчаются молодые пары. Также мы организуем многие мероприятия во внебогослужебное время. Еще до начала регулярных богослужений мы старались проводить какие-то мероприятия именно под эгидой нашего храма, строящегося по программе «200 храмов».
Прежде всего, у нас проходят регулярные благотворительные концерты классической музыки. За два года прошло восемь концертов. Нас пускают в местный кинотеатр «Березка», и обычно зал заполнен – приходит более 300 человек.
Идея возникла неожиданно. По благословению епископа Пантелеимона (Шатова) на площадках строящихся храмов проходили праздники «Небо на земле». У нас тоже был организован такой праздник, и оказалось, что многие музыканты – местные, знакомые, друзья, близкие родственники – хотели бы выступить, но в этот день не смогли. Тогда мы решили концерт повторить, потом еще раз.
Концерты называются «Голос души», и готовим мы их уже исключительно своими силами, причем выступают серьезные, профессиональные музыканты – из Госоркестра, оркестра Федосеева, Большого театра и другие.
Концерты бесплатные, но многие люди жертвовали на храм, и мы, благодаря этому смогли начать и во многом построить наш первый деревянный храм. И что важно, эти концерты имели большой отклик у местных жителей. Многие люди не посещают концерты классической музыки, потому что не знают, куда пойти, как пойти, а тут все прямо рядом с домом.
Эти концерты стали явлением культурной жизни района, и очень популярны, любимы у местных жителей. Люди потом приходят целыми семьями в храм, благодарят. У меня нет сомнений в том, что такого рода мероприятия формируют положительное отношение к строящемуся храму.
Парк – не уничтожение, а преображение
Мы не на словах обещаем, что там, где храм, будет хорошо и красиво. Храмы ведут и активную социальную деятельность. Храм находится в парке, который долгое время был совершенно заброшенным, неухоженным. Здесь было много бездомных, бомжей, в общем, практически криминальное место. Я живу в этом районе 25 лет, и до строительства храма у меня даже мысли не возникало пойти погулять в этот парк.
А теперь, и я думаю это очевидно для местных жителей, парк стал преображаться. Несмотря на то, что у нас до сих пор ведутся строительные работы, мы стараемся, чтобы наша территория была в порядке. Любой приходящий видит, что у нас здесь клумбы, цветы, деревья. Мы в самом парке посадили несколько дубов. Это тоже видят местные жители, что мы не портим парк, а что мы его благоустраиваем.
Поразительно, что и бомжей стало гораздо меньше. По крайней мере, криминальной составляющей просто не стало. Мне не раз приходилось слышать, что так называемые храмоборцы аргументом против строительства храмов называют привлечение к храмам бездомных и бомжей. Могу с уверенностью сказать, что от того, что построят храм бездомных и бомжей больше не станет. Напротив, так как в храме есть постоянная охрана, которая следит за порядком, бомжи перестали тут появляться. Территория вокруг храма охраняется, все под контролем – стоят видеокамеры, есть сторож, милиция присматривает за храмом более тщательно, чем за пустым заброшенным парком.
Сейчас идет второй год нашей богослужебной жизни. Первое богослужение было на Пасху в 2014 году. И перед тем, как начались богослужения, мы собрали большой субботник по уборке всего парка. Когда снег стаял, обнажился мусор, бутылки, пакеты. Нам очень хотелось, чтобы храм открылся в чистом парке. Нас даже управа попросила убрать парк. Мы организовали прихожан, провели три субботника, в которых принимали участие десятки людей. Парк полностью очистили от мусора.
Потом и весной стали люди собираться, пикники устраивать, мы опять начали убирать мусор. Устраивали рейды, заодно подходили к «шашлычникам» с пакетом и с перчатками: «Пожалуйста, когда вы уйдете, все за собой уберите». Люди встречали положительно, соглашались убрать все. И так, по крупицам о нас складывалось неплохое мнение.
Сейчас новый этап. Мы собрали почти полторы тысячи подписей под письмом с просьбой о благоустройстве нашего парка, причем подписные листы раздавали в ближайшие подъезды по домам. Под этой петицией подписывались самые разные люди, не только наши прихожане, но и жители новостроек, которые находятся в непосредственной близости от храма. Так как люди видели, что мы занимаемся благоустройством парка не просто для галочки, а реально. Теперь мы надеемся, что будут выделены какие-то средства, и парк будет благоустроен.
Много что нужно сделать, здесь нет даже простых скамеек. Многие деревья в аварийном состоянии, могут упасть – надо почистить лес. Конечно, нужна детская площадка. Активные прихожане купили 50 кг газонной травы и просто засеяли огромное количество проплешин в этом парке.
Люди видят, что никакого ущерба из-за того, что здесь построен храм, нет, наоборот, силами прихода парк преображается. Храм стоит на опушке, ни одно дерево не было и не будет вырублено, на территории красиво. И люди приходят просто посидеть, отдохнуть, гуляют здесь с детьми. Я думаю, что, безусловно, таким отношением к парку и к людям мы вызываем положительное отношение к строительству храма.
Община растет. В первую Пасху причащалось сто человек, на вторую Пасху уже более 200 человек. Очевидно, что информация о храме распространяется и количество прихожан растет. Маленький храм уже всех не вмещает, люди стоят на улице, особенно в праздничные дни, в дни Великого поста.
Дежурные в храме мне постоянно говорят, что многие приходят и говорят: «Как хорошо, что у нас теперь есть храм».
Под покровительством адмирала Федора Ушакова
Наш деревянный храм освящен во имя адмирала Федора Ушакова. И мы решили организовать судомодельный кружок для детей. Подружились с одной из близлежащих школ, директор пошел на контакт, заключили договор о сотрудничестве. В этой школе сохранилась мастерская для уроков труда. Мы позвали профессионального педагога, который связан непосредственно с Федерацией судомодельного спорта, и теперь, два раза в неделю, по средам и по субботам, действует кружок для мальчиков.
На занятия приходят и наши прихожане, и учащиеся школы. Они разбираются с чертежами, строят кораблики, участвуют в соревнованиях. И я убежден, что это отвлекает их, во-первых, от интернета и компьютерных игр, а во-вторых, от праздного шатания по улицам. А так как в современной школе нет уроков труда, и фактически мальчики не учатся работать инструментами, не могут иногда шуруп ввернуть и гвоздь вбить, тут они получают навык такой работы.
А в июне на нашем пруду в парке, мы совместно с Федерацией судомодельного спорта провели соревнования. Это был официальный чемпионат Москвы по судомодельному спорту. Приехало много спортсменов, судомоделистов. Оказывается, это семейный вид спорта, и папы, и сыновья, и даже девочки участвовали в этих соревнованиях. Дети соревновались между собой, и также могли соревноваться со взрослыми.
Атмосфера была замечательная. И спортсмены – около 50 человек, и судьи, были просто поражены, что Церковь принимает такое активное участие в жизни района, что все так отлично организовано. Не нашлось ни одного равнодушного человека, подходили жители домов, гуляющие, как раз воскресный день был, спрашивали: «Что это такое? Как в кружок записаться? Кто организует? Храм?». Оказалось, что храм – это не место, около которого собираются пьяницы и бомжи, в храме есть и молодежь, и дети, тут жизнь, и проводятся интересные мероприятия.
Мы учредили специальный кубок в честь адмирала Федора Ушакова, троих участников наградили специальным призом. И все участники соревнований вечером пришли в храм.
Пища для ума
При храме действует киноклуб. Мы смотрим фильмы, а затем обсуждаем их. Это может быть непростое кино, затрагивающее какие-то болезненные нравственные, духовные проблемы. Мы учимся высказывать свое мнение, выслушивать оппонентов. Некоторые фильмы вызвали очень жаркие дебаты. И тоже, нет-нет, а на киноклуб заходят 2-3 новых человека, которые потом приходят в храм.
Также среди наших прихожан есть замечательные люди, преподаватели, профессионалы в своей области, доктора, кандидаты наук, которые проводят тематические беседы, лектории по каким-то близким для них темам.
Например, один из преподавателей, кандидат философских и богословских наук, провел лекцию-встречу о православии и католичестве, отвечал на вопросы. Доктор географических наук провел две встречи на тему конфликтов в современном мире, а также на тему освоения Земли человечеством.
Приходили наши прихожанки, приводили своих мужей, которые не являются прихожанами храма. И они тоже начинали смотреть на храм по-другому, находили единомышленников. Мы выходим за церковную ограду. Такие мероприятия объединяют людей, наполняют жизнь вне богослужения хорошим созидательным трудом, добрым деланием. Если это делать с интересом, с душой, это привлекает людей, ищущих дорогу к храму.
К 1000-летию преставления святого князя Владимира
Поскольку храм, который будет строиться на этом участке, посвящен равноапостольному князю Владимиру, а в этом году празднуется 1000-летие его преставления, 13 сентября мы собираемся провести фестиваль. Планируется большое мероприятие на целый день. Утром будет совершена божественная литургии, крестный ход, а затем фестиваль колокольного звона и концертная программа. Мы надеемся, что выступит хор Даниловского монастыря, популярные артисты.
Будет выставка, посвященная князю Владимиру, вернисаж, в котором примут участие художники, ярмарка. Приедут реконструкторы. По всей территории парка будут проходить разные тематические мероприятия, мастер-классы, будут организованы игровые зоны. Нам обещают, что привезут лошадей, которые будут катать детей. На пруду планируется провести большие соревнования по судомодельному спорту.
С одной стороны, мы хотим привлечь внимание к строящемуся храму, собрать пожертвования. Но самое главное, это будет общий праздник, который опирается на важнейшее для нашей истории событие – крещение Руси князем Владимиром. Этот праздник – важный повод побыть вместе. Может быть, даже фестиваль станет ежегодным. Такие мероприятия объединяют людей, и конечно, должны поддерживаться Церковью.
И опять же, ключевым условием организации этого фестиваля будут две генеральные уборки парка – до фестиваля и после фестиваля. Чтобы не получилась такая грустная ситуация – праздник прошел, а местным жителям остался мусор.
Протесты – как относиться
Протестов по поводу строительства храма у нас не было. Иногда отдельные люди высказывали недовольство по каким-то конкретным вопросам. Я лично к этому отношусь спокойно, так как считаю, что таким образом люди помогают нам увидеть себя со стороны. Нужно к любой критике относиться конструктивно.
Например, был момент, когда у нас очень активно шла стройка, и мы не успевали следить за своей территорией. Пришли люди, пожаловались, и это помогло нам побыстрее привести все в порядок. И эти же люди, увидев, что мы адекватно реагируем на их замечания, очень быстро успокоились.
– К колокольному звону не было никаких замечаний? Обычно у противников постройки храмов два аргумента – бомжи и громкий колокольный звон.
– Нет, у нас звонница совсем маленькая, и дома довольно далеко от храма. Но насколько я знаю, к колокольному звону люди привыкают, и потом его очень любят. Так что это какой-то странный аргумент, не подтвержденный жизнью.
Есть, конечно, опасение, что когда начнется стройка каменного храма, может начаться какое-то возмущение. Те, кого сейчас называют храмоборцами, как правило организованные люди, которые специально выступают против постройки храмов и вовлекают местных жителей. Если бы они не находили поддержки местных жителей, у них бы ничего не получалось.
Мне кажется, не нужно недооценивать людей, местные жители, которые откликаются на призывы храмоборцев, безусловно, есть. Часто это люди, которые вообще любят конфликтные ситуации. Но все-таки, если основная масса жителей не будет поддаваться на эту провокацию, у них ничего не будет получаться.
Мы не сможем переубедить человека, который ищет конфликта, людей, которые изначально против храма, но мы можем помочь другим людям разобраться во всех обстоятельствах и не поддаться на провокацию. Провокаторы врут, и чтобы противостоять лжи, нужно являть истину и любовь.
Например, в любом районе есть такая категорий людей как «собачники», которые гуляют в этом парке со своими любимыми питомцами. Если мы к ним будем враждебно относиться, они тоже начнут к нам враждебно относиться. А если люди видят, что в храме есть любовь, понимание, если о них заботятся, если к ним относятся по-человечески, и их отношение к Церкви меняется. Ведь что происходит? Если нецерковный человек приходит в храм, он надеется здесь что-то почувствовать – Бога, любовь. А если он встретит прагматизм, грубость или равнодушие, конечно он будет против храма.
Еще один важный момент: мне кажется, нужно стараться делать все, что от нас зависит, чтобы строительство проходило аккуратно и с минимальным ущербом для жизни окружающих. Это нельзя игнорировать, потому что довольно большому количеству людей может быть пока непонятна необходимость строительства храма.
Конечно, это трудно. Должна вестись работа, нужно донести до людей мысль, что православная вера – это то, что нас реально объединяет, фундамент нашей истории. Все лучшее в обществе связано с христианским наследием, а многие даже не задумываются о роли Церкви в истории.
Митинги ничего не решают
Мне очень не нравится, когда дело доходит до открытого противостояния – стенка на стенку, люди друг друга не слышат. В такой ситуации не может быть диалога, и не будет конструктивного решения. Получается – кто кого: кто окажется сильнее, тот и победит, а это неправильно.
Если возможно, нужно обязательно вести конструктивный диалог, чтобы не было много аргументов «против», много аргументов «за», и никто друг друга не слышит. Это не достигается на митинге, в толпе, но нужно садиться и разговаривать.
Открытая конфронтация возбуждает страсти, люди начинают проявлять агрессию и против строительства храма, и против тех людей, которые с ними не соглашаются. Потом все это комментируется в СМИ, и очень часто подается под определенным углом. Например, в одном месте, где строится храм поддержать строительство пришло 500 человек, а один журналист, который в целом негативно относится к строительству храмов, пишет: «Нагнали православных активистов, привезли на автобусе». Любую информацию можно переиначить и передернуть.
Аргументы храмоборцев. Как реагировать
– Если все бесполезно, и противники не сдаются, что делать – переносить храм?
– Мне кажется, нужно решать индивидуально. В Москве очень мало земельных участков для строительства. Нужно смотреть по конкретной ситуации в каждом районе. Я могу сказать, что в нашем районе с трудом были найдены два участка пригодных для строительства храма.
Очень часто храмоборцы говорят так: «Мы не против храма, мы против храма в конкретном месте». Если против храма, то контраргументы понятны – среди населения 5-10% верующих, храмов нет, верующие имеют право на свое вероисповедание, являются налогоплательщиками, и так далее. А вот если выступают против строительства храма конкретно в этом месте – «Здесь нам нужно с собаками гулять, площадку строить» и так далее, – то мне кажется, нужно донести мысль, что храм – это залог нормального будущего наших детей.
Давно надо было храмы строить, и если мы этого не сделаем сейчас, то у нас не будет будущего, у наших детей не будет будущего, мы их не воспитаем. Мы не сохраним себя как страну, как народ, как государство, потому что в основе Российского государства всегда была православная вера.
Современная идеология жизни – практически языческая. Кумир – потребление, комфорт, производство, сверхпроизводство. Вся структура экономики – кредиты, инвестиции – предполагает увеличение объемов производства. Но это приводит к нехристианской модели мира. На первый план выдвигается идея, что нужно потреблять все больше и больше, а не довольствоваться необходимым. Фактически это разрушительная модель для человека, для человеческой души.
Нужно обязательно поднимать серьезные проблемы. Наше духовное состояние настолько плачевно, что, если мы сейчас ничего не сделаем, будет поздно.
– Отношение к Церкви меняется в связи с такой современной идеологией?
– Общий негативный фон достаточно сильный. Конечно, каждый православный человек должен пытаться разрушать его на своем месте. Если на нас смотрят, а мы не свет миру, то все наши слова – пустой звук, потому что расходятся с делом. Понятно, что есть клевета, есть злоупотребление, передергивание, но если бы каждый православный человек был на своем месте христианином, добрым примером, все было бы по-другому.
Первая христианская община насчитывала, по мнению церковных историков, примерно 500 человек – совсем небольшой круг единомышленников. И в обстановке гонений, запрещений, казней, христианская церковь распространилась сначала по всей империи, а потом по всей земле.
Их соль, их свет были таковыми, что люди, видя их любовь, Божию благодать, которая отражалась в них, преображала их, хотели быть христианами. Мучители становились мучениками. А ведь нас гораздо больше, чем первых христиан. Представляете, большой московский приход – это больше, чем первая христианская община. Мы могли бы многое изменить, если бы действительно были светом миру.
Конечно, есть храмоборцы, есть враги Церкви, этот мир не простой, но он никогда не был простым, и у Церкви всегда были враги, поэтому, прежде всего, нужно требовательнее относиться к самим себе.
Материал сайта Правмир
Фото с сайта храма святого Владимира и странички общины В Контакте