Привести человека в храм можно только любовью

12 июля - праздник апостолов Петра и Павла. Они умели быть "всем для всех", чтобы собрать в единую Церковь язычников и иудеев. А как быть в наше время? Почему мы, современные христиане не можем привести в Церковь других людей, даже наших собственных родственников? Об этом размышляют епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством и протоиерей Геннадий Фаст, теолог, проповедник и автор многих церковных трудов.

Наверное, все знают: говоришь-говоришь человеку про Бога, про то, что именно в храме его ждет помощь, и если он придет, исповедуется, причастится, ему станет легче, жизнь начнет налаживаться, и человек кивает, соглашается, но в храм – ни ногой. И это – не какие-то малознакомые люди, а наши же близкие: родители и дети, мужья и жены, друзья и подруги. Почему мы такие плохие миссионеры? Почему наши правильные слова остаются бездейственными?

Почему люди не идут в Церковь?

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «Я сам все время мучаюсь этим вопросом: почему люди не идут в Церковь? Я сам ищу от­вет на этот вопрос. Когда я иду по улицам Москвы и вижу людей, хороших, умных, ищущих, я не понимаю, почему они не ходят в храм, почему они не интересуются Евангелием, почему им ничего не известно о Страшном суде, почему они не хотят радости Царства Божия? Но когда я заглядываю внутрь себя, начинаю думать о том, почему я не достиг святости, почему не имею даров Духа Святаго в ощутимой полноте, я вижу свои собственные грехи и понимаю, почему это происходит. Я думаю, что другие люди, когда так же как и я, задаются вопросом, почему другие не приходят, почему другие не делают, в этот момент забывают о себе.

Простая тайна

«Миссионерство любого масштаба (в семье, среди друзей, в Церкви) должно быть основано на любви, сочувствии и сострадании. Если вы го­ворите человеку о любви Бога, а сами этого человека не любите, осуждаете, раздра­жаетесь, он вам не поверит. Если священник говорит человеку о любви Бога, а сам не может выслушать его, может быть, сумбурных слов, не способен ему посочувствовать, такому священнику не поверят. Да и вообще, как мне кажется, говорить надо помень­ше. Лучше не говорить, а делать.

Меня всегда поражал пример святителя Николая Японского. Он перевел Евангелие на японский язык, изучил японскую культуру, но главное, он принял тех, кому проповедовал, в свое сердце. Во время русско-японской войны православные японцы попросили у него благословение служить молебен о победе Японии. Святитель Николай их благословил (сам он в алтаре молился о победе России). Он сделал это для людей, родственники которых, может быть, в этой войне убивали его близких, потому что он этих людей любил.

Миссионерство в Церкви, как мне кажется, должно начинаться в церковном при­ходе. Каждого человека, приходящего в храм, надо встречать с любовью и каждому стараться помочь. А если мы говорим своим близким о церкви, и люди приходят, но встречают там грубость, лицемерие, раздражение, сребролюбие, видят толкающихся к причастию прихожан, старающихся пройти быстрее другого, детей, которые локтями расталкивают взрослых, они оттуда уйдут».

В чем задача миссионера?

Протоиерей Геннадий Фаст: «Иногда почему-то считают, что самое главное, чтобы вдруг кто-то не ускользнул из миссионерских объятий, что надо обязательно всех покрестить. Не было такой позиции ни у святых апостолов, ни у древней Церкви. И сегодня не должно быть такой позиции.

Бывает, что, походив на огласительные беседы, человек говорил: я понял, христианство – это не для меня. И это нормально. Хуже, если человек не примет сердцем то, что услышит о Христе, но промолчит. Человек должен действительно услышать о Боге, о Христе, о Церкви, о христианской жизни, но выбор – за ним. Если он считает, что заповеди Христа не для него, он отходит в сторону. Разве можно начинать христианскую жизнь с лукавства?»

Материалы подготовила Екатерина Степанова