Общение виртуальное – грехи реальные. Что в социальных сетях приносит пользу и что лишает внутреннего мира? Рассказывает протоиерей Алексий Уминский

Почему у людей так сильна потребность жить вир­туально в социальных сетях?

— Потребность «жить виртуально» в социальных сетях во многом связана с возможностью говорить с «трибуны», не неся ответственности за свои слова. Человек в интернете становится невидимкой. Он может выступать из ниоткуда. Психологически это очень комфортно.

Человек в социальных сетях кажется значимым только потому, что высказал свое мнение. Через социальные сети можно погрузиться в особенный мир, который очень близок к реальности, и начать жить в нем по его законам, всерьез получая от этого мира поддержку и уверенность.

В социальных сетях есть то, что приносит пользу, но есть и то, что лишает внутреннего мира и обижает. Поэтому соцсети можно рассматривать как способ быстрой связи, как способ поделиться откровенным, как способ узнать что-то новое, или собрать денег на операцию больному ребенку. А можно и как способ посмеяться над кем-нибудь, потроллить, собрать людей на митинг или сыграть злую шутку, не опасаясь возмездия.

— В интернете информация распространяется быстро и широко. Получается, что и ответственность за слово в социальных сетях должна быть больше?

— Наоборот, ответственности за слово в интернете меньше. И вес слова гораздо меньше. Слово становится легковесным, именно поэтому оно так легко и распространяется. Поэтому так легко словом в интернете пользоваться, легко манипулировать. И на мой взгляд, именно это — одна из самых главных проблем интернета.

Фейк – новое интернет-явление, странное и ужасающее — шуточка, которая очень похожа на правду. Настоящее дьявольское ухищрение — посмеяться над словом, посмеяться над мыслью, посмеяться над человеком, который перестал думать. Перестал осознавать, что он читает в интернете. Например, фальшивые просьбы о помощи, которые люди делают, чтобы прибавить себе популярности. Вот это страшно. В такой фейк в интернете могут превратить любую проповедь. Любое святоотеческое высказывание. Интернет безликий, безответственный, со склонностью к фейку. Сам человек может в нем превратиться в фейк. Очень быстро. И превращается.

— Как сохраниться в информационном потоке, который окружает нас все плотнее через социальные сети?

— Если, например, идет пост, я стараюсь ограничивать окружающее меня информационное поле. Хотя и просматриваю в интернете православные сайты, но, скажем, радио в машине уже не слушаю. Необходимой информации на самом деле не так много. Что-то действительно важное, что-то серьезное или страшное, то что имеет отношение к молитве, ты обязательно узнаешь, без всякого интернета, без всякого телевизора, без всякого радио. Поэтому иногда, в пост, можно спокойно все выключить.

Настоящей духовной пищей всегда останется книга. Если она исчезнет, исчезнет и интернет. Потому что все начинается с книги.

ИНТЕРНЕТ-ГРЕХИ

Просмотр неприличной информации или пустая трата времени на игры, столь частые в интерне­те, – грехи старые, изменилась лишь их форма. Отец Алексий Уминский особо отмечает два вида греха, появившихся вместе с социальными сетями: «Это сильнейшая зависимость от информационного потока. Сообщения, комментарии, фотографии проверяешь ежеминутно, благо теперь они приходят и в компьютер, и в телефон, и ты "всегда на связи". Или сугубое интернет- тщеславие, когда ты считаешь, сколько получил лайков, сколько перепостов, сколько людей у тебя в друзьях — это виртуальное со­бирательство, цена которого понятна человеку, живущему духовной жизнью».

Подготовила Екатерина Степанова