Святитель Иона - митрополит по-русски
- Миссионерская деятельность
- Прочитано 2072 раз
28 июня – день памяти святителя Ионы, первого Киевского митрополита всея Руси, которого выбрали и поставили не в Константинополе, а в Москве. Сегодня мы вспоминаем драматическую историю этого поставления. Русь переняла от Константинополя веру, но когда эту веру предали в самом Константинополе, то русские люди незапно осознали - в мире кроме них, и горстки афонских монахов больше не осталось православных.
Когда-то, не только русские, но и поляки, и литовцы были православными жителями Руси. Митрополиты «всея Руси», поставлялись от греков в Константинополе. Несмотря на то, что митрополичья кафедра находилась в Киеве, начиная с IV века Киевские митрополиты, не редко греки по происхождению, свою резиденцию переносили в молодое и сильное Московское княжество, находящееся на окраине огромной Русской митрополии Константинополя. Киевский престол – духовное средоточие церковной жизни Руси – все более подпадал под влияние западного католицизма.
Святитель Иона, которого мы сегодня называем митрополитом Московским, возглавил нашу церковь, как митрополит Киевский, но именно с его поставления на Киевскую кафедру началась самостоятельная, независимая от Константинополя, церковная жизнь северо-восточных княжеств Киевской Руси, самыми важными из которых были Владимиро-Суздальское и Московское.
Миротворец
В 30-40-е годы XV века на Руси во всю горел пожар междоусобной войны за Московский престол. Московский князь Василий II боролся за свой престол, на который претендовали по очереди – сначала Юрий Звенигородский, позже Дмитрий Шемяка Галичский. Став епископом Рязанским (предположительно.) Иона незамедлительно принял на себя крест миротворца, который ему пришлось нести все время своего служения. Кто как не русский человек, родом из Галича, с детства принявший монашество (согласно житию Иона стал монахом в 12 лет) мог выслушивать, понимать, обличать и прощать неистовых русских князей?
Великий князь Василий Васильевич Темный
Пора
Когда умер митрополит Фотий, и Киевская кафедра опустела, миротворец епископ Иона уже был на примете у князей. Все понимали, что прокатолический к тому времени Константинополь быстро пришлет на пустующую кафедру «своего» человека, но в пылу борьбы князьям было не до посольств. Иона оставался в Москве, а в Константинополе тем временем поставили на Русь митрополита Герасима, присланного от Литовского княжества из Смоленска. Герасим в Москве так и не появился, а через два года был сожжен в Витебске по распоряжению самого Литовского князя из-за подозрения в измене. Вот тогда-то в Москве и решили – пора.
Кандидат
Что для Москвы тогда был Константинополь? Все! Несколько веков церковная жизнь Руси не существовала без «указаний свыше». Будущего Русского митрополита надо было достойно представить Константинопольскому патриарху. Кандидата было решено выбирать соборно, всем духовенством, монашествующими и мирянами. Собор состоялся в Москве, в 1432 году и выбрал епископа Иону. Можно только гадать – из робости ли так долго великий князь не посылал кандидата от Москвы, или это был тонкий расчет, выжидание сметливого русского ума, научившегося от греков дипломатической хитрости? Но именно в это время Константинополь был особенно уязвим. Византийская империя угасала, отчаянно пытаясь спастись от натиска Турок. Правда, за помощью греки обращались явно не тем соседям. В Константинополе вовсю готовились к Ферраро-Флорентийскому собору, который должен быть рассмотреть вопрос об унии Константинополя с Римом. Такой ценой Византия надеялась купить военную и финансовую помощь.
Святитель Иона. Роспись Троицкого собора Ипатьевского монастыря.
Иона опоздал
Путешествия в те времена длились месяцами. По дороге можно было заболеть, умереть, перебежать на сторону врага, попасть в плен, уйти в монахи. Путешествие какого-нибудь важного лица, таким образом, могло полностью изменить геополитическую картину мира, как случалось не раз. Святитель Иона ехал в Константинополь полгода и … опоздал. За это время греки успели поставить на Киевскую кафедру своего соотечественника Исидора, патриота, очень образованного человека, видевшего спасение своей страны в союзе с западной церковью, с Римским папой. Именно такой митрополит, по замыслу греков должен был вовлечь обширную Русскую митрополию в активное участие в диалоге с латинянами и примирить с предстоящей унией.
Исидор
Реакция Москвы была, мягко говоря, отрицательной. Иона возвратился в 1437 году, привезя с собой странное «утешение». Ему было вручено обещание Константинопольского патриарха, что по смерти Исидора, он станет митрополитом. Когда в Москву приехал Исидор, Василий II в ярости хотел уже выгнать взашей греческого митрополита, но решил не устраивать скандала, и даже отпустил его на собор в Италию, где латиняне готовили для греков подписание унии. Из фактов дальнейшей истории так и невозможно понять, была ли такая «милость» осознанным долгосрочным планом по дипломатичному выдворению неугодного митрополита, или так удачно для Москвы греки сами сделали все, чтобы освободить Русь от каких либо обязательств по отношению к Константинополю.
Исидор
Предательство
Перед отправлением Исидора в путешествие, Василий II подарил ему имущество, которое везли в обозе аж 200 коней, и напутствовал его такими словами: «Если уже ты непременно желаешь идти на Осьмый Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие, которое мы приняли от предка нашего Владимира, а нового и чужого не приноси нам, - мы того не примем». Исидор обещался.
Отбыл он в сентябре 1437 года. По всей Руси успел распространился слух о том, что митрополит едет во "Фряжскую землю" обращать "латину" в Православие. Но в дороге стало ясно, что скорее все наоборот. При встрече митрополита местными католиками и православными он первым делом прикладывался к латинскому кресту, а затем уже к православному, и никогда не заходил в православные храмы.
Уния была подписана в 1439 году всеми греческими делегатами, за исключением одного лишь Марка Эфесского, который сбежал. Остальных греков принуждали голодом или прельщали наградами, и всех держали практически в плену. Исидор подписался сам, как следует из подписи «с любовью и одобрением».
Мы остались одни
Авраамий Суздальский, спутник Исидора, тоже поставил свою подпись, но тут же устремился в Россию, домой, где с глубоким раскаянием и во всех подробностях описал свой позор и все, что происходило на соборе.
Пока Исидор ехал обратно, в Москве думали и оправлялись от шока: вдруг оказалось, что давшие Руси православную веру греки, во главе с патриархом и императором оказались отступниками и еретиками. Православные русские люди вдруг поняли, что кроме них, великого Марка Эфесского и горстки афонских монахов во всем мире больше нет православных. Надо было срочно решать – как жить без Константинополя.
Заговор молчания
Василий II ждал Исидора. Москва приготовила для своего митрополита нечто необычное. Исидор въехал в Москву, перед ним как перед папским легатом и кардиналом несли латинский крест. Москва молчала. Исидор за литургией в Успенском соборе в Кремле поминает папу. Москва молчит. Исидор передает великому князю грамоту, в которой сказано, что Исидор теперь кардинал. Москва молчит - отступник сам должен изобличить себя своими действиями. Исидор пытается дать благословение Василию II, и тут государь объявляет его еретиком и велит взять под стражу до разбирательства на соборе. Большой эрудит и утонченный политик, Исидор, вероятно, не мог и предположить, каким фиаско вскоре обернется его триумф, когда шесть русских архиереев, прибывших в Москву из своих таежных углов, и молодой великий князь учинят над ним суд и в этой критической ситуации уберегут Церковь и Священное Предание.
Наш Киевский митрополит
15 декабря 1448 года по инициативе великого князя Василия II без какой-либо санкции Константинополя Собором русских епископов и духовенства в Москве епископ Иона был возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси. Обещание греков, что Иона станет митрополитом после смерти Исидора, не сбылось. Исидор сбежал из плена. Есть версия, что ему помогли сами русские епископы, по неопытности, все еще робеющие перед перспективой самостоятельно отлучить от Церкви Киевского митрополита, поставленного в Константинополе.
Новая жизнь - новые правила
Содействие Василию II в его борьбе с Шемякой так и осталось одним из важнейших направлений деятельности нового митрополита. Василий II, в отличии от Дмитрия Шемяки, показал себя настоящим сильным государственным деятелем. Объединенные усилия русского митрополита и великого князя прекратили междоусобицу, сплотили княжества вокруг Москвы.
В конце 50-х годов XV века, уже больному и старому митрополиту Ионе пришлось принять на себя удар не сломившейся унии. Польский король Каземир IV попытался передать в полную юрисдикцию Григорию, ученику Исидора, которого в Риме признали общерусским митрополитом, епархии Северо-Восточной Руси. На запад, к русским епископам в Литве полетели послания святителя Ионы. Он призывал хранить Православие, объяснял, что после падения Константинополя сохранять чистоту православия - наша обязанность. На специально собранном соборе в Москве, епископы Северо-Восточной Руси подтвердили свою верность, отвергли Григория, и установили новое правило поставления митрополитов на Руси: «…по избранию Святого Духа, и по святым правилом святых апостол и святых отец, и по повелению господина нашего великого князя, русского самодержца».
В статье использованы Лекции В. И. Петрушко по Истории Русской Церкви, а так же материалы Православной энциклопедии