Святой Василий Великий: человек, который спас Церковь. Текст тропаря и перевод его на русский язык

В день памяти святителя Василия Великого 14 января в Церкви служат литургию, написанную этим великим святым, который спас Церковь от арианской ереси в IV веке, утверждавшей, что Бог Слово, Иисус Христос, Второе Лицо Святой Троицы, был сотворен Богом Отцом, как и человек. Предлагаем текст тропаря святителю и перевод его на русский язык. Этот тропарь мы еще раз услышим на литургии Василия Великого в праздник Крещения Господня.

Тропарь: Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод: Проповедь твоя разошлась по всей земле, принявшей твое слово, которым ты достойно научил (нас) основам веры, прояснил природу существующего и привел в порядок человеческие нравы. Царственный священник, преподобный отец, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Святитель Василий (ок. 330 – 379 г.) происходил из знатного рода. Он принял крещение в возрасте около тридцати лет, а умер в уже в 49.

В 371 году император Валент, последователь учения Ария, приехал в Малую Азию со своими епископами, чтобы утвердить на этой земле торжество арианства. Василий Великий, архиепископ той области, отказался принять в общение арианских епископов Тогда император послал к владыке вельможу, известного своей жестокостью, который, угрожая изгнанием и конфискацией имущества и даже пыткой, потребовал от святого Василия исключи из Символа Веры слова «единосущный Отцу». Василий с достоинством отверг требования вельможи. Четыре года император боролся со святителем. Наконец, в 375 году, в праздник Богоявления, император сам явился в храм, в котором Василий совершал богослужение и был поражен стройностью пения и благоговением служителей. Святой Василий, казалось,  даже не заметил прибытие царя. Валент решил передать в храм свои дары,  но никто из диаконов не решался принять их без разрешения епископа. Только когда пораженный этим император пошатнулся и готов был упасть без чувств, Василий подал знак принять царское приношение. Так, своей твердостью, тактом, личным обаянием и благоразумной уступчивостью Василий Великий восторжествовал. Валент разорвал уже подписанный указ  об изгнании Василия и, удаляясь из Кесарии, оставил ему богатые пожертвования на благотворительность.

Кстати, в делах благотворительности, святитель Василий стал первым человеком в Церкви, противопоставившим безрассудной жалости, готовой помогать всякому, просящему без разбора, твердую организацию и контроль средств. Близ Кесарии он построил такие обширные благотворительные учреждения, что в своей совокупности они казались городом. Там был и храм, при котором жил клир, странноприимный дом, больница, лошади и проводники для путешественников. Для бедных были построены мастерские. В отдалении находились лепрозории.

Слова тропаря  «имже боголепно научил еси» (достойно научил (нас) основам веры)  подразумевают как раз догматико-полемические труды святого Василия, направленные против ариан, а фраза «естество сущих уяснил еси» (ты прояснил, объяснил природу всего существующего), возможно, отсылает нас к самому известному творению святителя – «Беседам на Шестоднев», где он, рассуждая об «устроении видимых вещей», призывает прославить «наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир».

«Человеческия обычаи украсил еси», - относится к трудам святителя по устроению монашеского устава, принятого впоследствии всеми христианскими монастырями. Святой Василий, ведя аскетическую подвижническую жизнь, вместе со святым Григорием Богословом написал уставы иноческой жизни. Эти наставления служат для монашествующих руководством к «украшению нравов».

Интересно, что имя святителя βασίλειος , которое в переводе с греческого означает «царский, царственный», в греческом тексте тропаря оказывается зашифрованным в словосочетании «царское священие» и явственным образом имя святителя в тропаре  не присутствует.

Тропарь Василию Великому поется 10 раз в году – тогда, когда совершается литургия, им составленная: на память самого святителя 1/14 января, в два Сочельника – Рождественский (24 декабря / 6 января) и Крещенский (5/18 января) и 7 раз Великим постом.