Успение Богородицы. Что мы празднуем в этот день?
- Миссионерская деятельность
- Прочитано 1363 раз
Обычно факт смерти – трагедия. Для христиан смерть часто входит в содержание праздников. Почему христиане радуются смерти праведников?
Почив, святые обретают возможность продолжить свою жизнь с Богом и возносить к Нему за нас молитвы. В Успении Пресвятой Богородицы этот христианский принцип отношения к смерти проявился наиболее полно. Успение – это просто сон.
Священное Писание Нового Завета сообщает нам крайне скудные сведения о земной жизни Пресвятой Девы Марии – только то, что имеет непосредственное отношение к Евангельскому повествованию. Лишь из древних апокрифических источников нам известно о чудесном рождении Марии и Ее родителях – св. Иоакиме и Анне, введении ее в Иерусалимский Храм, отрочестве, о Ее жизни после вознесения Спасителя, событиях, связанных с Ее блаженной кончиной. Об Успении Пресвятой Девы повествуется в апокрифических трактатах “De Obitu S. Dominae (Об Успении Владычицы)”, надписанным именем св ап. Иоанна Богослова, но появившемся не ранее IV-V вв., в книге “De Transitu Virginis” (О переходе [в вечную жизнь] Девы Марии), приписанной св. Мелитону Сардийскому и в послании, подписанном именем св. Дионисия Арепагита (но на самом деле ему не принадлежащем).
Понятие “апокриф” часто употребляется в негативном смысле – как подложное, фальшивое повествование, которому априори не следует доверять. Такой подход является несколько предвзятым по отношению к древнехристианским апокрифам. Безусловно, эти книги не являются боговдохновенными, как священные книги, включенные в канон Нового Завета. Авторами апокрифов являются анонимные писатели, которые по весьма распространенному в древности обычаю надписывали свои произведения именами апостолов и святых. Содержание апокрифов так же, как правило, требует критического подхода - некоторые из них могут содержать явно еретические, например гностические, идеи. Поэтому церковные иерархи часто запрещали читать апокрифы во время богослужений в церкви. Так, в своем декрете “О Книгах Принятых и Отвергаемых” (известном как Decretum Gelasianum De libri Recipiendis et non recipiendis) римский папа Геласий I (492-496 гг.) привел обширный список известных ему апокрифов, написанных, по его мнению, “руками схизматиков и еретиков”. Cреди них - упомянутый “De Obitu S. Dominae”. Но это не означает, что исторические факты, о которых повествуют апокрифы, обязательно ложны. Св. Иоанн Богослов в заключительных словах своего Евангелия признает, что оно не является полным и всеобъемлющим повествованием о событиях земной жизни Иисуса Христа: “Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг” (Ин. 21. 25.). Евангелия предоставляют нам неполные и недостаточные сведения о событиях жизни Богоматери или родственников Иисуса, поскольку внимание евангелистов фокусируется на личности Спасителя. Объективно говоря, исторические данные, приводимые в апокрифах, вполне можно считать равноценными по сравнению с данными церковных хроник или частными мнениями тех или иных Святых Отцов.
В святоотеческих писаниях мы не встречаем упоминания о событии Успения Пресвятой Богородицы до VI в.. Более того, св. Епифаний Кипрский в своем труде “Панарион”, в котором он собрал описания всех известных ему ересей и их опровержения, прямо заявил, что ему ничего не известно о кончине земной жизни Пресвятой Богородицы (Ересь. 78.10-11, 23). Из восточных отцов впервые событие Успения упоминают в своих поучениях св. Андрей Критский и Модест Иерусалимский (оба жили в VII в.). Св. Иоанн Дамаскин (VIII в.) составил три Похвальных Слова на Успение Богоматери. Во втором слове он повествует о том, как императрица Пульхерия (V в.), построив Влахернский храм Богоматери в Константинополе, попросила у Иерусалимского патриарха св. Иувеналия мощи Пресвятой Девы Марии. Св. Иувеналий ответил ей, что тело Божией матери взято на небо. Он пересказал ей апокрифическое предание, как Апостолы были перенесены по небу чудесным образом на погребение Богородицы. Апостол Фома прибыл лишь на третий день. Для него специально был открыт гроб, который оказался пуст: Богоматерь телесно была вознесена на небо.
Из этого факта происходит разница восприятия событий Успения у христиан Востока и Запада. Особая роль Пресвятой Богородицы в евангельской истории на Западе закрепилась, помимо прочего, во мнении, что Дева Мария не пережила человеческой смерти, но телесно была переселена в рай. Восточные христиане верят в то, что особое предстательство Богородицы перед Богом за человеческий род связано не только с милостивым и человеколюбивым устроением ее души, но и с тем, что она знает, что такое смерть, которую пережила.
Константин Маркович. Протодиакон Николо-Богоявленского морского собора в Санкт-Петербурге