Война и вера. Как жили храмы Восточного округа во время Великой Отечественной Войны?

22 июня, в Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших, началась Великая Отечественная война. Время смерти, слез и разрушения стало и временем возрождения Церкви. Власти свернули гонения и стали открывать храмы. Как жили храмы нашего викариатства, действовавшие во время Великой Отечественной войны?
 
 
В храме Воскресения Христова в Сокольниках выбирали Патриарха

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обновленческий раскол во время войны стал сходить на нет. Власти больше не поддерживали «Живую церковь», и занятые обновленцами храмы стали один за другим возвращаться в Патриаршую Церковь. Среди них был и храм Воскресения Христова в Сокольниках. Именно в нем зимой 1945 г. проходили заседания Поместного собора, на котором митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) был избран Патриархом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В храме святого пророка Илии в Черкизово прихожане собирали деньги на самолеты
 
В храмах Русской Церкви во время войны шел сбор пожертвований для фронта. Люди откликались с готовностью. Так прихожане храма св. пророка Илии в Черкизове собрали около 1 миллиона рублей на сооружение военных самолетов для фронта и передалиих в фонд обороны. Сталин в ответ направил прихожанам благодарственную телеграмму.
 
В храме Преображения Господня в Богородском молились за блокадников
 
Протоиерей Алексий Добросердов прослужил настоятелем храма Преображения Господня в Богородском с 1917 г. до смерти в 1949 г. Для эпохи гонений на Церковь – это редчайший случай. Внимательного, ревностного и добросердечного пастыря почитало все Богородское. В 30-е гг. любившие батюшку рабочие, расположенного неподалеку завода «Красный богатырь», отстояли храм от закрытия, и во время Великой Отечественной войны на службах храм был полон. В храме особо молились за блокадников: многие рабочие были когда-то переведены в Москву с ленинградского завода «Красный треугольник», и в северной столице у них оставались родные и близкие. Одним из рабочих «Красного богатыря» был Саша Егоров, не скрывавший своей веры и во время войны алтарничавший в храме у духовника своей семьи отца Алексия. Здесь же он и венчался, а вот священствовал потом всю жизнь в другом храме – пророка Илии Обыденного. Протоиерей Александр Егоров стал известным московским пастырем, создавшим большую общину. Когда протоиерей Алексий Добросердов умер, за гробом шла огромная процессия, люди несли гроб на плечах и даже были остановлены трамваи.
 
Храм Рождества Христова в Измайлове был первым храмом, в котором священствовал будущий псково-печерский архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

В июле 1944 г. Ивану Крестьянкину приснилось, что он приехал в Оптину 
пустынь к прп. Амвросию. Старец принял всех посетителей, а Ивана все обходил. Лишь отпустив последнего вопрошателя, он подошел и, взяв Ивана за руку, сказал сопровождавшему монаху: «Принеси два облачения, мы с ним служить будем». И повел Ивана в храм. На этом сон закончился. Накануне дня Казанской иконы Божией Матери (21 июля 1944 г.) Иван Крестьянкин был назначен псаломщиком в храм Рождества Христова в Измайлове. Придя туда, он узнал ту самую церковь, в которую во сне привел его старец Амвросий. Через шесть месяцев он был рукоположен во диакона. Первый день самостоятельной диаконской службы отца Иоанна пришелся на праздник преподобного Серафима Саровского, 15 января 1945 г. Евангелие от Луки, которое читал молодой диакон, легло на сердце как грозное предупреждение на всю дальнейшую жизнь: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков...»


Материал подготовил Арсений ЗАГУЛЯЕВ