"Воздвиг", значит поднял: чтобы Крест Господень увидели все, епископ поднял его над головой
- Миссионерская деятельность
- Прочитано 1681 раз
Иерусалимский патриарх Макарий встал на возвышенном месте и поднял (воздвиг) найденный Крест Господень над своей головой, поочередно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть ее. Именно это действие, возможно, легло в основу обряда воздвижения креста, который до сих пор совершается в православной церкви в день праздника Воздвижение14 (27 сентября).
История обретения величайшей христианской святыни -- Креста, на котором был распят Господь, -- связана с паломничеством в начале IV века царицы Елены из Константинополя на Святую землю. К этому времени место, где была совершена казнь Христа, было осквернено и забыто. На нем находилось языческое святилище в честь богини Венеры, а позже -- груды земли и мусора. Елена предприняла поиски Креста Господня после того, как ее сын, император Константин, срыл языческий храм на месте распятия Христа. По преданию, прибыв в Иерусалим, императрица Елена никак не могла отыскать Голгофу и Гроб Господень. Иудей Иуда указал место, где необходимо копать, и, действительно, вскоре там обнаружили Лобное место, и неподалеку от него -- три креста. Лишь один из найденных крестов был орудием казни Спасителя, а два других принадлежали распятым с Ним вместе разбойникам.
Cчитается, что иудей Иуда, указавший равноапостольной царице Елене местонахождение Честного Креста, уверовал, крестился с именем Кириака и после смерти святителя Макария стал епископом Иерусалима. Позже он пострадал за веру во Христа, приняв мученическую смерть. В Сирии в первой половине V в.возникла иная версия событий. Якобы Крест был обретен не в IV, а в III в. Протоникой, женой императора Клавдия II.
Истинный Крест явил себя через совершившееся чудо, по-разному описанное древними историками. Наиболее распространена версия, что силой Креста был воскрешен проносимый мимо него покойник. Некоторые источники рассказывают о больной женщине, на которую по очереди возлагали все три креста. Лишь последний из них, тот, что исцелил ее, был признан Крестом Спасителя. Церковный историк XIV века Никифор Каллист пишет, что оба эти чуда засвидетельствовали подлинность Креста.
Закрепление праздника в церковном календаре тесно связано с торжественным освящением храма Воскресения в Иерусалиме, произошедшим через несколько лет после обретения Креста константинопольской царицей Еленой. Освящение состоялось как раз 13 сентября, и на следующий день было совершено особое богослужение в честь главной святыни этого храма, то есть Креста Господня.
Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известно где именно он зародился -- в Иерусалиме или в столице Византийской империи Константинополе. Иконы с отдельным сюжетом праздника Воздвижения широко распространены на Руси. В Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются.
Миниатюры с композицией Крестовоздвижения были распространены в византийских лекционариях и минологиях -- рукописных книгах, в которых в календарном порядке располагались евангельские чтения и жития святых. Причиной изображения св. Иоанна Златоуста в чине Воздвижения, возможно, является тот факт, что память святителя также приходится на 14 сентября
Воздвижение Креста Господня. XII век. Миниатюра Лекционария из монастыря Св. Пантелеимона на горе Афон.
Вступившая в лоно церкви уже в преклонном возрасте императрица Елена была, видимо, настолько незаурядной личностью, что вокруг ее имени сложился целый свод легенд. По одной из них, она была дочерью короля бриттов, но, по более вероятной версии, будущая императрица родилась в Вифинии, в Малой Азии, и была дочерью простого трактирщика. Ей пришлось пройти через много тяжелых испытаний и опасных приключений, прежде чем она достигла вершин власти. Вдовствующая императрица одной из первых царственных особ совершила паломничество в Святую землю и оставила о себе память как о набожной и предприимчивой личности. В конце концов в церковных преданиях поиски Гроба Господня и обустройство святых мест в Иерусалиме стали в большей степени связываться с ее именем, нежели с именами Константина и епископа Макария.
Святые равноапостольные Константин и Елена. XII век, Полоцк