Введение Богородицы во храм: какое отношение это событие христианской истории имеет лично ко мне?
- Миссионерская деятельность
- Прочитано 2023 раз
Праздник Введения Богородицы во храм (4 декабря) посвящен совершенно неканоническому событию: в Святая Святых Иерусалимского храма, куда даже первосвященник мог заходить лишь раз в год, вошла трехлетняя девочка. Портал Милосердие рассказывает о иконе праздника.
В иконе Введения Богородицы во храм отражена не только хроника события праздника, но и его сокровенный смысл.
В центре иконы – трехлетняя Дева Мария, которую привели в храм Ее родители – Иоаким и Анна. Долгое время они были бездетны и дали обет: если Господь дарует им родительское счастье, то Младенца они посвятят Богу.
Икона показывает исполнение обещания: Иоаким и Анна приводят юную Марию в храм, где семейство встречает иерусалимский священник. По церковному Преданию, им был праведный Захария, будущий отец великого святого Иоанна Предтечи, поэтому на иконе его голова окружена нимбом.
За Иоакимом и Анной изображены непорочные девы иудейские с зажженными светильниками, сопровождавшие Марию в храм, как нам говорит об этом событии предание.
Позади священника мы видим врата Святая Святых – особого места в иерусалимском храме, где в ковчеге хранились главные духовные святыни иудейского народа.
В Святая Святых даже первосвященник входил только один раз в году. Быть в Святая Святых для иудея значило то же, что видеть Бога и говорить с Ним, всем существом почувствовать действительное присутствие, близость Бога.
По преданию, священник, по особому вдохновению, открыл дверь Святая Святых для Девы Марии. Так была явлена исключительная роль Марии в судьбе человечества.
Святая Святых – прообраз алтаря православного храма. В Православии Богородицу, родившую Христа, Саму стали величать «одушевленным храмом, вместившим невместимого Бога».
Со дня введения Девы Марии во храм начинается воспитание Ее души, приготовление к тому великому дню, когда Она скажет архангелу Гавриилу, принесшему весть о том, что Ей предстоит стать Матерью Сына Божия: «Буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1, 38).
Но события Введения или входа Богородицы во храм открывают путь всякой христианской душе, стремящейся к Богу. Как Богородица, будучи Девой чистой, воспитанной Храмом, родила Сына Божия, так и всякая душа, очистив себя от греха, может подготовиться к встрече с Господом. Совершится цель жизни человека – обожение. Ведь Христос стал Человеком для того, чтобы человек стал Богом (св. Ириней Лионский). Но для такого "воспитания чувств" человеку также нужна своя территория, общность людей, где ему помогли бы дойти до цели, защитили от опасностей.
Смысл и значение этого праздника выражает его тропарь (песнопение, кратко выражающее главную мысль церковного праздника или дня):
Глас 4-й:
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Перевод: Ныне предвестие благоволения Божия (людям) и проповедь о спасении людей: в храме Божием видимо для всех Дева является и предвозвещает всем о Христе. Ей и мы возгласим: радуйся, Дева, которою свершилось исполнение замысла Творца о спасении людей.
Этот праздник готовит нас к приближающемуся Рождеству Христову – именно на всенощном бдении праздничной службы Введения Богородицы во храм впервые начинают петь Рождественский канон: «Христос раждается, славите!».
Подписи к фрагментам иконы:
Главными занятиями Девы Марии с тех пор, как она стала жить при храме, были молитва, чтение Священного писания и рукоделие. Из храма Дева Мария не отлучалась. По преданию, пищу Она принимала от Ангела, - как это изображено в правом верхнем углу иконы.
Несмотря на младенческий возраст, Пресвятая Дева одета в мафорий – одежду, в которую одевались замужние палестинские женщины. Эта, казалось бы, незначительная деталь подчеркивает особое избранничество Святой Девы и грядущее великое предназначение Божией Матери.
Вверху иконы мы видим красное полотно, что оно означает на символическом языке иконографии? В древнерусской живописи красное покрывало - велум - символически означает, что действие происходит внутри помещения, в нашем случае – в иерусалимском храме, интерьеры которого мы видим на иконе.
На голове священника – кидар – головной убор священства иерусалимского храма. К кидару крепилась золотая дощечка с надписью: «Святыня Богу».
Материал портала miloserdie.ru
Искусствовед Жанна БЕЛИК