Введение во храм Пресвятой Богородицы - праздник, прославляющий монашество

Собрав родственников и знакомых, родители одели Марию в лучшие одежды и, с пением священных песен и зажженными свечами в руках, они привели Ее в Иерусалимский храм. Так Иоаким и Анна исполнили обет, даный когда-то Богу. Этому событию Церковь посвятила праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он входит в состав Двунадесятых праздников. Откуда мы знаем о детстве Матери Божией? Когда стали праздновать этот праздник?

Хотя в самом событии священной истории – Введении во храм Пресвятой Богородицы – участвуют св. семейство и дети со свечами, праздник этот традиционно считается не семейным, а монашеским. И потому, что всегда приходится на пост, и потому что прославляет всецелое посвящение себя Богу и вход во Святое Святых. Именно поэтому Введению во храм посвящено много обителей, самая известная из которых Оптина пустынь. На Введение пришел в Саровский монастырь преподобный Серафим, впоследствии особо этот праздник чтивший.

В Священном Писании содержится немного сведений о Богородице. В Ветхом Завете есть небольшие фрагменты, прообразы, которые символически рассказывают о Ее спасительной миссии. В Новом Завете всего несколько эпизодов связаны с именем Богородицы и все они относятся уже ко взрослому периоду Ее жизни.Об обстоятельствах Рождества Пречистой Девы известно из Священного предания, которое содержит не только учение о Христе, но и воспоминания современников о каких-либо событиях священной истории, очевидцев («самовидцев», как их называет апостол Лука) Спасителя и Богородицы. Эти воспоминания изначально передавались из уст в уста, а в дальнейшем были записаны. Именно таким образом и сохранились свидетельства о ряде эпизодов жизни Богоматери.
Когда девочке исполнилось три года, Иоаким и Анна решили исполнить данный ими обет. Собрав родственников и знакомых, родители одели Марию в лучшие одежды и, с пением священных песен и зажженными свечами в руках, они привели Ее в Иерусалимский храм. Ребенка встретил первосвященник – предание гласит, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи. При этом в храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней, а девочка до этого времени еще не научилась ходить. Однако Мария, как только Ее поставили на первую ступень, самостоятельно поднялась до самой верхней. Первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святая Святых, куда один раз в год мог войти только лишь он сам, с очистительной жертвенной кровью. То, что девочку провели туда – было из ряда вон выходящим событием и все присутствовавшие в храме были поражены. Этим была обозначена Ее особая роль в судьбе человечества.

После этого родители Богородицы возвратились домой, Мария же осталась в помещении для девственниц, которая находилось при храме. Это было не единственное подобное жилое помещение при храме, Священное Писание (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историк Иосиф Флавий свидетельствуют, что их было много и в них жили посвященные на служение Богу. О жизни и быте Богородицы в Иерусалимском храме известно немногое. Предание Церкви сохранило сведения, что Она, например, воспитывалась в обществе благочестивых дев, читала Священное Писание, постоянно молилась, занималась рукоделием. Димитрий Ростовский приводит рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подает Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?» (Димитрий Ростовский. Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии).
Мария жила при храме до 12 лет, после чего, решив уневеститься Богу, была, согласно иудейским традициям, обручена Иосифу, пожилому человеку, который должен был охранять Ее обет безбрачия. Есть и другая версия, согласно которой, это произошло, когда Марии было 14 лет, Иосиф же был выбран из числа других самим первосвященником.


Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии входит в состав двунадесятых праздников, однако в Церкви он был установлен позднее других из этого числа. Возможно, появление праздника Введения связано с деятельностью императора Юстиниана I, который в 543 г. построил на развалинах Иерусалимского храма большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице. 
Упоминание об этом празднике есть в некоторых месяцесловах VIII века, но его описание сдержанны, что говорит об отсутствии какой-либо особенной торжественности его совершения. Патриарху Константинопольскому Герману I (VIII в.) приписываются две проповеди на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Значит – в Константинополе того времени Введение уже праздновали. С IX в. праздник получил широкое распространение на Востоке. 
Статус праздника Введения постепенно менялся, он окончательно вошел в число двунадесятых праздников только после XIV века. Он отмечается почти также торжественно, как и другие двунадесятые праздники. 

Пресс-служба Восточного викариатства