Знак торжества Православия: мозаика Божией Матери в Константинопольской Софии

Этот шедевр византийского искусства, по легенде, был создан святым монахом-художником, которому во время гонений иконоборцы изувечили руки. Этот знак победы Православия над ересью восстановил св. патриарх Фотий, учитель свв. Кирилла и Мефодия. В день Торжества православия рассказываем о мозаике Божией Матери с Младенцем на троне в апсиде Собора Святой Софии в Константинополе.

«Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили», – такая надпись украшает мозаику Божией Матери в алтаре Константинопольской Софии. Для мозаики художник использовал смальту нескольких размеров. Самая большая предназначалась для контура нимба и голов, а также для складок одежды. Смальта среднего размера шла на лики и одежду, а малая моделировала румянец и переходы тонов на ликах. Фон мозаики состоял из золотой и серебряной смальты разного размера. Так достигался более интенсивный эффект мерцания. Хотя мозаика и кажется маленькой и далекой (все же 40 м от пола!), Богородица с Младенцем Христом на троне господствуют над мраморной апсидой собора, вид их приковывает взгляд сразу, как только входишь в его пространство.  

Неизвестно, когда в апсиде появилось первое изображение Богоматери. Скорее всего, его не было в первоначальной системе мозаик Софии VI в. Принято считать, что оно было создано столетием позднее, и уничтожено при императорах-иконоборцах. После осуждения иконоборчества Седьмым Вселенским Собором 843 г. было решено восстановить наиболее чтимые столичные святыни. Среди них были образ Христа над Медными воротами и мозаика Богородицы на троне в Софии. Решение было принято не сразу. Положение стало меняться лишь лишь 20 лет спустя, после того, как на патриарший престол взошел такой энтузиаст церковных наук и художеств как свт. Фотий. При нем в 860 г. воссоздаются мозаичные иконы в Золотом зале Большого дворца, а в 867 г. - мозаики Святой Софии. Воссозданная в нынешнем виде мозаика Божией Матери остается самым ранним из раскрытых фигуративных изображений в соборе и, безусловно, главным. Окончанию работ над мозаикой была посвящена Семнадцатая гомилия свт. Фотия. Наставник свв. Кирилла и Мефодия произнес эту проповедь 29 марта 867 г. в присутствии императора Михаила IIIи его соправителя кесаря Василия, будущего основателя Македонской династии.  

Проповедь состояла из двух частей. Первая рассказывала о присоединении к Церкви сектантов «четыредесятников». Во второй святитель говорит об образе Божией Матери. Некоторые исследователи относили проповедь к одной из  икон Божией Матери. Например, константинопольской святыне Одигитрии. Однако постепенно утвердилась точка зрения, что речь идет именно о мозаике Пресвятой Владычицы, ставшей символом победы над ересью иконоборчества в частности и над ересями вообще. "Смешать цветы красок правильностью догматов", - призывает архипастырь и богослов.  
Символом Торжества Православия эта мозаика может быть названа еще и потому, что ее возможным автором был св. Лазарь Константинопольский, монах, иконописец, исповедник. Во время гонений на иконопочитание император Феофил принуждал его объявить иконы недостойными изображениями.
Дальше предоставим право рассказа византийскому историку: "…решил он принудить и монаха Лазаря (это был славный рисовальщик того времени). Однако монах оказался выше льстивых убеждений… многократно обрушивался с хулой на царя, и тот, видя такое, предал его таким пыткам, что плоть его истекала вместе с кровью и никто не чаял, что ещё жив. Когда же услышал царь, что заключенный в тюрьму рисовальщик понемногу пришел в себя и, вновь занявшись своим искусством, изображает на дощечках лики святых, велел приложить к его ладоням раскаленные металлические пластинки. Огонь пожирал и источал его плоть, пока не упал он в изнеможении чуть ли не замертво". (Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей). По просьбе императрицы Феодоры, измученного Лазаря перевели из темницы в монастырь. После Седьмого Вселенского Собора святой был отпущен. Руки как-то зажили, он снова писал иконы и пользовался почтением императоров.

Свт. Антоний, архиепископ Новгородский, посетил Константинополь в 1200 году и составил описание святынь города. Русский паломник свидетельствует, что автором мозаики в апсиде Святой Софии был прп. Лазарь. Однако историки спорят, и о том, принимал ли иконописец в принципе участие в создании мозаик св. Софии, и о степени его возможного участия. Дело в том, что прп. Лазарь умер как раз в 867 году, а в 855 г. он был отправлен послом в Рим, к папе Бенедикту III. Томас Уиттмор, раскрывший мозаику из-под штукатурки в 1935-1939 гг. считал, что автор - Лазарь. Возможность участия великого иконописца допускает Андрей Грабар, но исследователь мозаик Константинополя и научный биограф прп. Лазаря Кирилл Манго, проводивший реставрацию мозаик апсиды в 1964 г., ее отрицает.

Так или иначе, мозаика была создана первоклассными столичными мастерами. Советский искусствовед Виктор Никитич Лазарев в своей работt "История византийской живописи", ставшей классической, отзывается о ее технике так: "Фигуры Богоматери и архангела (находящаяся сбоку в т.н. "виме" - ред.) исполнены выдающимися по своей одаренности мастерами, умевшими дать мягкую красочную лепку. Они свободно располагают кубики, то выстраивая их в «прерывистый» ряд, то контрастно сопоставляя их наподобие импрессионистически брошенных мазков. Они виртуозно пользуются полутонами, они с совершенством обыгрывают остающиеся между кубиками швы, они не знают, что такое жесткая линия".

Перед нами и настоящий шедевр, который предваряет ренессанс византийской иконописи времени Македонской династии, и памятник веры и исповедничества.

Из проповеди свт. Фотия, патриарха Константинопольского: "Дева, Матерь, на пречистых объятиях несет общего Создателя как Младенца, преклонившегося [на Ее объятия] ради общего спасения рода человеческого. Cтоль великое и неизреченное домостроительства таинство! Дева-Матерь созерцает девство и материнство и неизмерным образом разделяет волю по отношению к тому и другому, и не уничижает несовершенством ни одну, ни другую часть. Столь точно искусство художника, как ответ на вдохновение свыше, превратило подражание в природу <...>Ты,пожалуй, скажешь, что если кто спросит «Как же Ты девствуешь и родила?», то Ее не придется просить отвечать. Ибо уста так воплощены красками, что они только сложены и безмолвствуют, как бы в таинствах, но совершенно не имеют неподвижного спокойствия, и образ не украшается подражанием, но действительно достигает первообраза". 
"Христос пришел во плоти и был носим на объятьях Родившей Его. Это и на иконах созерцается, и удостоверяется, и проповедуется <...>Кто-то ненавидит учение через образы? Как же он прежде не отверг с ненавистью проповедь Евангелия? Ведь подобно тому, как слово через слух, так образ через зрение начертывается на табличках души".

"У нас же пред очами стоит Дева, держа на объятиях Творца как Младенца, неизменная как в изображениях, так и в словах, так и в видениях — Молитвенница о [нашем] спасении, Учительница богопочитания, и пред нами — благодать для очей, благодать для разума, благодаря которой божественная любовь, пребывающая в нас, переносится к умопостигаемой красоте истины".

Ажурная каменная решетка в конце галереи Собора Святой Софии – это Православная стена плача. Плача о судьбе Великой церкви, обращенной в мечеть, потом в музей, а с недавних пор находящейся под угрозой снова стать мечетью. Туристы будут подходить и уходить, но они не будут мешать. Здесь можно остановиться и помолиться, иногда поднимая взгляд вверх, к «Взбранной Воеводе, победительной». Греческий текст этого кондака отличается от русского. Мы поем «от всяких нас бед свободи», а в Византии пели «Город Свой свободи».

После завоевания Константинополя османами в 1453 году превращенная в мечеть Великая церковь еще несколько веков сохраняла христианские изображения. В 1675 году французский путешественник Гийом-Жозеф Грело описал и зарисовал мозаики, в том числе в апсиде.

В 1710 году другой европейский путешественник Корнелиус Лоос также видел мозаики и зарисовал их. 


Позже мозаики были покрыты штукатуркой. На литографии братьев Гаспаре и Джузеппе Фоссати (1848 г.) мы видим в апсиде Айя-Софии только орнаменты и надписи


В 1931 году, по указанию Ататюрка, мечеть Айя-София стала музеем, и начались масштабные реставрационные работы. Их проводили 18 лет специалисты американского Византийского института под руководством Томаса Уиттмора. Любопытно, что в работе участвовали многие русские византинисты и реставраторы эмигранты, а сам Уиттмор приезжал в СССР и делал доклад о ходе работ в Эрмитаже 9 мая 1937 года. Подробнее о ходе реставрации можно прочитать в исследовании Наталии Тетерятниковой "Мозаики Святой Софии, Стамбул" (на английском языке)

Ход работ над мозаиками Святой Софии был запечатлен на фотографиях и в кинохронике. Снимал фотограф Пьер Искендер, сотрудничавший с Византийским институтом. Фотографии делались несколько раз – в 8.30, 10.30 и в 11.30 утра, – поскольку Томас Уиттмора интересовало, как меняется свет в Софии с течением дня. В американском центре византинистики Дамбартон Оукс хранится альбом с фотографиями. Он так и озаглавлен – «Свет». Кинокадры 1937 года, на которых Уиттмор работает в апсиде, стали одной из первых цветных съемок в археологии.

Изображение в конхе апсиды Святой Софии повлияло на иконографию Божией Матери на престоле. Даже в самом соборе можно увидеть ее повторение в знаменитой мозаике из вестибюля воинов. Здесь Царице Небесной предстоят святые императоры Юстиниан и Константин

Мозаика в конхе апсиды церкви Святой Софии, Фессалоники. Искусствовед Виктор Никитич Лазарев писал о ней так: «Мозаики конхи и вимы почти одновременны мозаикам св. Софии в Салониках. Но какой разительный контраст! Если в последних господствует восточная стихия, то в первых — эллинистическая. <…>Большеголовые фигуры с грубыми, но выразительными лицами абсолютно не похожи на утонченные образы Софии Константинопольской. Это сопоставление ясно показывает, насколько отличалось придворное искусство столицы от искусства даже такого значительного центра, как Салоники». («История византийской живописи»)

Мозаика апсиды римской церкви Санта Мария ин Домника, IX в. И здесь явно заметно влияние мозаики из Святой Софии.

Арсений ЗАГУЛЯЕВ