14 мая мы отмечаем полпути от Пасхи до Троицы. Чему посвящен праздник Преполовение?

Преполовение Пятидесятницы отмечается Церковью через 25 дней после Пасхи (в среду 4-й недели после Пасхи). Название праздника означает середину по времени между Пасхой и Троицей (Пятидесятницей). 

В день Преполовения на Литургии читается отрывок из Евангелия от Иоанна о том, как Христос пришел в Иерусалим на праздник Кущей и раскрыл учение о Себе как о Мес­сии, Спасителе: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7:17).

Ветхозаветный праздник Кущей был установлен в воспоминание сорокалетнего странствования израильтян в пустыне, когда они жили в шатрах, или, по-славянски, в кущах. Праздник продолжался 8 дней, в последний день совершался обряд торжественного возлияния воды, напоминавший евреям о чуде изведения воды Моисеем, когда они умирали от жажды в пустыне. Этот образ жаждущего народа и спасительной воды раскрывается в Новом Завете. Только Бог может напоить алчущую душу человека. Эта мысль звучит и в одной из трех паримий, отрывков из Ветхого завета, которые читаются на вечернем богослужении – призыв идти к живым водам (Ис. 55). И в Евангелии от Иоанна, читаемом на Литургии, Господь говорит также: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» и евангелист Иоанн поясняет, что «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:38-39).

В этот день на аналое в центре церкви кладется, как и всегда, икона праздника. На ней изображен сюжет евангельской истории: двенадцатилетний отрок Иисус в иерусалимском храме. Эти собы­тия описывает евангелист Лука. Когда Иисусу было двенадцать лет, то со Своей Матерью и праведным Иосифом он также пришел на праздник Кущей. В толпе Мария и Иосиф его потеряли. И нашли в храме, среди иудейских учителей, которых отрок Иисус поразил своей мудростью и силой слова. Много лет спустя все повторяется – и иудеи восклицают в удивлении – откуда Он знает Писания, не учившись? (Ин. 7:15). Тогда, как и сейчас, Господь Иисус Христос открывает Свою божественную мудрость и силу, Свою равночестность Богу-Отцу, о чем и свидетельствует икона.

В ознаменование благодати Святаго Духа, которую Господь уподобил воде, подающей жизнь всем жаждущим спасения, Православная Церковь установила в этот день традицию малого водоосвящения.