Благовещение - неподвижный праздник в движении церковного времени

В этом году Благовещение Пресвятой Богородицы попадает на Крестопоклонную неделю Великого поста.Как так получается, что праздник всегда приходящийся на 7 апреля,мы празднуем в разное время церковного года? Рассказывет старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ Илья КРАСОВИЦКИЙ.

Праздник неподвижного круга

Начнем с пояснения: неделя в привычном значении по-церковнославянски называется «седмица», а воскресный день – «неделя». Это важно знать, чтобы не запутаться в терминах. 
В православном богослужении есть два годичных круга: подвижный и неподвижный. Неподвижный годичный круг (месяцеслов) содержит праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года, а подвижный – праздники, которые «двигаются» каждый год вместе с Пасхой, то есть меняют число и месяц год от года, но не меняют день седмицы, к которому «прикреплены» и промежуток времени, отделяющего их от Пасхи. 
Пример праздника подвижного круга – Вход Господень в Иерусалим, который всегда вспоминается Церковью за семь дней до Пасхи, когда бы не случилась сама Пасха. Действительно, было бы странно праздновать это событие после Пасхи, ради которой, собственно Господь и въехал в Иерусалим на «осляти». 
Благовещение всегда празднуется 7 апреля по новому (Григорианскому) календарю. Это праздник неподвижного круга, то есть месяцеслова. В этот день Церковь вспоминает, как архангел Гавриил возвестил Деве Марии о будущем рождении у Нее по плоти Господа Иисуса Христа. Праздник входит в неподвижный годовой круг и может совпасть с любым днем недели.
Так и получается, что Благовещение, то есть событие, без которого и самого Воскресения не могло бы быть, часто празднуется перед самой Пасхой, или после нее, а иногда и в самый день Пасхи, и тогда мы празднуем не просто Пасху, а Кириопасху, то есть «господственную», то есть истинную, правильную. Последний раз Кириопасха праздновалась в 1991 году, а следующая будет только в 2075 году.

Таинство Евхаристии - вне времени

Астрономическое и богослужебное время отличаются, чтобы время молитвы не воспринималось наравне с обычным течением дня. Богослужебное время включает в себя астрономическое; как вневременное включает в себя временное. Если в восприятии земного времени для нас важна его протяженность и стремление к неизбежному концу – Второму пришествию Христову и Страшному Суду, то богослужебное время своим цикличным устройством символизирует вечность бытия Божьего.
Богослужебный круг, будь то суточный от вечера до вечера, седмичный от воскресенья до воскресенья, или даже праздничный годовой, включающий в себя праздники -- воспоминания библейской истории и событий земной жизни Спасителя, вращается вокруг таинства Евхаристии, которое нельзя включить ни в один из кругов, так как у него иная природа, не связанная по сути с «временами и сроками», вечная природа бытия Божьего.
Церковный Устав регулирует все формы «вхождения» вневременной Евхаристии во временную природу нашего мира, главная задача Устава – «вписать» Таинство Евхаристии в каждый день церковного года со всеми его богослужениями, состав которых зависит от дня недели, поста или праздника святого в этот день, престольного праздника храма и других. Так, для каждого случая совпадения Благовещения с каким-либо днем церковного года в Уставе есть свои указания: Благовещение и будничный постный день, Благовещение и Великая суббота, Благовещение и Пасха.

Утешение для праздника 

Каждый церковный год день 7 апреля изнуренные картошкой и макаронами христиане, ждут обещанного уставом, рыбного угощения. Илья говорит, что утешение рыбным меню не отменяется: «В день праздника Благовещения по Уставу на трапезе разрешается рыба. В этом году это будет так же, как и всегда, несмотря на то, что праздник совпадает с днем Крестопоклонной недели. Поклонение Кресту Господню не означает более строгих правил пощения в день Благовещения. В этот день пост ослабляется максимальным образом, который только возможен в Святую Четыредесятницу».

Пресс-служба Восточного викариаства