Чудотворная икона - как к этому явлению относиться?
- Религиозное образование
- Прочитано 2452 раз
24 декабря декабря в храм пророка Божиего Илии в Черкизове прибывает чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение», из Киевского Введенского мужского монастыря. Прославилась она чудесным явлением – отпечатком образа Богородицы на стекле своего оклада. Как приходит осознание чуда Божьего, как определяется его истинность – рассказывает наместник Введенского мужского монастыря епископ Фастовский Дамиан (Давыдов)
Эта икона ХІХ века – список чудотворного образа 1420 года, явившегося на Каменном озере в Псковской области. Чудо обнаружили прихожане 1 августа 1993 года, когда на вечернем богослужении читался акафист Божией Матери. После проведенных исследований ученые пришли к выводу, что изображение является нерукотворным. 22 ноября 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной.
Учился на повара. Нарисовать бы не смог
Когда я увидел отображение на стекле, в голове слово «чудо» сразу не прозвучало. Чудо – это что-то большое, громкое, а хотелось сокровенного… Кроме того, когда мы видим что-то необычное, какой бы сильной ни была наша вера, появляется недоумение. Непонятность ситуации.
У скептиков и недоброжелателей сомнения были большие. Они инициировали исследование, обратились с прошением к митрополиту. Хорошо, что я не один был в момент обнаружения этого отпечатка. Потому что были даже такие, кто говорил, что это я сам написал на стекле, чтобы прославиться. Ну, я не художник – учился на повара, и нарисовать на стекле в любом случае у меня не получилось бы.
А прихожане наши сразу поняли, что это чудо. По благословению Блаженнейшего митрополита Владимира была создана комиссия по исследованию этого явления – хотели разобраться, что это такое.
В снятом по этому поводу фильме «Киевское чудо» очень хорошо показывают, как икону исследовали ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами, проверяли от и до. Были представители из Института химии, привозили из киевских музеев картины, которые тоже отпечатывались на стекле. Но там был сплошной блин, а не изображение – не было видно рисунка. И даже в некоторых местах картина оказывалась прилипшей к стеклу – если оторвешь, то уже не соберешь.
А у нас отображение образа Богородицы с Младенцем иконы «Призри на смирение» красивое и четкое.
"Знаете, это наше.."
Наши-то прихожане не придавали особого значения исследованию ученых – они и так понимали, что это чудо. Единственно, мы думали, что те, кто не поверил вначале, может, после исследований поверят. Но большинство неверующих так и остались при своих убеждениях. Они и до сих пор говорят, что это обычная диффузия красок, ничего в этом особенного нет.
А от иконы уже происходит много чудес: обращаясь к Божией Матери, люди получают просимое. Все эти подвески, что на иконе, и новенькая золотая риза – это ведь не просто так, это люди благодарят Царицу Небесную за Ее милости. У нас в монастыре особое почитание Царицы Небесной и очень много Ее икон, но чудо происходит только от иконы «Призри на смирение». Потому что Божия Матерь избрала этот образ Своим источником милости к роду человеческому.
Вот, например, когда икона путешествовала, в Запорожье прозрела слепая женщина, у парализованного мужчины исцелилась рука, в Елисаветграде (Кировоград) исцелилась парализованная женщина. И очень много людей вообще не рассказывает, что произошло. Принесут подвесочку, а на вопрос «что у вас случилось?» отвечают: «Знаете, это наше… Божия Матерь нам помогла, мы благодарны…» И всё. А для тех, кто хочет рассказать, есть специальная папка, где мы фиксируем чудеса – с описанием, фото и адресами. При желании можно всё проверить, любому корреспонденту – созвониться или встретиться с конкретным человеком.
Введенский монастарь в Киеве, в котором пребывает икона
Чудеса большие и маленькие
Но всё равно, главное в подтверждении чудес – какое-то соборное толкование. В нашем случае свое слово сначала сказали ученые, потом все документы были переданы в Церковь, и в 1995 году Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил считать икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной. И это было самое главное. Если бы этого не произошло, вряд ли мы бы стали рассказывать кругом, а тем более прессе, о нашем чуде. Мы бы только у себя тихонько молились и почитали этот образ.
Ведь для того, чтобы верить, не обязательно видеть чудеса. Зачем нам что-то еще, если самое большое чудо происходит каждый день на Литургии. Каждый год 19 января происходит другое чудо – освящается вода, Великая агиасма. И другие чудеса совершаются каждый день, мы к ним настолько привыкли! Крестим ребенка, веря, что даем ему жизнь вечную, освящаем воду и верим, что это – Иордан. Это ведь тоже чудо!
Верующий найдет чудеса, не только в храме – а и везде вокруг, каждый день и каждую минуту. Для меня, например, каждый раз весной, когда расцветают первые цветы, деревья – настоящее чудо Божье! Это ведь прекрасно! А когда начинает таять снег и текут ручьи. Целую зиму стояли голые деревья, ветер обламывал им ветки, и вдруг приходит весна, открываются клейкие молодые листочки! Боже, какая красота, какое чудо! А вот сейчас начнется золотая осень – как ярко оденутся деревья, как красиво будут падать эти желтые листья! Опять-таки чудо Божье. И мы можем научиться видеть это во всём!
Но Господь дает нам и явные, громкие чудеса для подкрепления. То, что сейчас происходит вокруг, то, что льется из телевизора, газет и интернета, может поколебать нашу веру. И Бог помогает нам. Вот, наша икона отпечаталась, потом Боянская стала плакать, в Симферополе отпечатался образ Спасителя во весь рост на иконе… Люди чувствуют, что Господь не оставляет их.
Епископ Фастовский Дамиан, наместник Свято-Введенского монастыря в Киеве, читает акафист перед иконой “Призри на смирение”
Изображение Христа Спасителя на стекле иконы отпечаталось во Всехсвятской церкви Симферополя в 1998 году. Отпечаток выглядит как негатив и был обнаружен перед реставрацией иконы.
По благословению архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря авторитетная комиссия, в состав которой вошли священнослужители, ученые и художники, освидетельствовала икону. Эксперты пришли к выводу, что изображение на стекле – нерукотворный отпечаток иконной росписи, и представляет собой тонкий налет, состоящий из двух органических кислот и воска.Уникальное изображение бережно хранят в храме, его выносят к верующим после Божественной литургии.
* * *
Боянская икона Божией Матери была написана в 1991 году для местного ряда иконостаса обновляемой после 30-летнего запустения церкви Рождества Богородицы в селе Бояны Новоселицкого района Черкасской области. Первое чудо – истечение слез – икона явила во время богослужения 18 декабря 1993 года.
От иконы стало происходить множество чудес, в том числе исцелений от рака. В октябре 1994 года Священным Синодом УПЦ икона была признана чудотворной и получила название Боянской по месту, где явила свои чудеса. А 28 декабря 1999 года при церкви в честь Рождества Богородицы был основан Боянский женский монастырь.
С 1995 года за день до праздника иконе, 24 сентября, к ней совершается ежегодный крестный ход от города Черновцы в село Бояны, традиционно возглавляемый правящим архиереем.
Вообще, каждое такое чудо должно быть «на вес золота». Произошло чудо – и довольно. А если и завтра, и послезавтра хотеть чудес – это искушать Бога. Чудо веры дается один раз: поверил – и навсегда. Есть – и слава Богу. Молись, почитай.
И за такими церковными чудесами бегать не надо. Человеку с богатой фантазией может показаться где угодно и что угодно. Часто это даже не богатство воображения, а больное внутреннее состояние. И что страшно, сейчас это у многих наблюдается. Я общаюсь с разными людьми, и нередко слышу про явления ложных мнимых чудес.
Проблема в том, что после советской власти у нас пропало чувство общины, прихода. Раньше люди были прикреплены каждый к своему приходу, священник знал всех, кто у него исповедуется и причащается, – был круг людей, в которых он ориентировался. И если у кого начиналось мнимое желание чудес, он сразу мог разобраться.
А потом был огромный период, когда «прикрепляться» и «знать» было просто опасно для жизни. Теперь люди ходят по разным храмам, общаются с кем угодно. Послушают одних, что-то себе надумают, и ни с кем это не обсуждают. А люди приносят не всегда нужную информацию. Поэтому и возникают вот такие больные состояния, называемые «прелестью».
Прелесть – состояние многогранное, не всегда вовремя и различишь. Нужно быть настоящим духовным специалистом, чтобы распознать. Но самое страшное, что специалист этот может и быть, но человек, который находится в состоянии прелести, не всегда готов его услышать.
И если появляются какие-то новые чудеса, нужно ждать, что по этому поводу скажут люди, ученые, Церковь. Увидел – и жди, как решится. Недаром ведь есть поговорка «если кажется – креститься надо». Перекрестились – и дальше молитесь. Может, это фантазия… Нужно быть очень осторожным и внимательным со своим внутренним состоянием.
А если человек не верит в чудеса – это другая сторона медали. Погоня за чудесами и неверие в них – одна и та же болезнь. И там недостаток веры, и там. Но если бы неверующий в чудеса попытался разобраться, пусть бы и не поверил до конца, но не был бы ярым противником. Хотя бы постарался прислушаться к голосу Церкви. Вот, чудо образа Богородицы «Призри на смирение»: здесь было решение на трех этапах – и признание простого народа, и заключение ученого мира, и решение высшего духовного органа. А люди не верят. Ну, пусть. А для нас голос Церкви – самое главное. Без Церкви нет спасения. «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1-е Тим. 3:15).
Материал сайта http://www.pravmir.ru/