День города: праздник московских святых
- Религиозное образование
- Прочитано 1504 раз
7 сентября, сразу после празднования Деня города, Москва будет вспоминать всех своих святых. Празднование Собор московских святых в современном его составе установлен в 1997 году. Но почему к одним из них никогда не прекращается поток паломников, как например к святой Матроне Московской, а к другим как бы незачем идти? Разве попросишь у святого князя-политика облегчить болезнь? Отчего зависит почитание святых в народе? Размышляет доктор исторических наук Константин АВЕРЬЯНОВ.
«До царя далеко, до Бога высоко»
Чтобы современному человеку понять, в чем подвиг московских митрополитов, патриархов Гермогена или Тихона, или даже Василия Блаженного, ему нужно хотя бы немного знать историю. И даже если мы ее знаем, умом мы можем понимать, например, важность объединения страны или сохранения веры перед лицом иноземной опасности. Но сегодня, когда иноземной опасности нет, все это может и не трогать душу. Если с нами случилась рядовая беда: болезнь, семейные проблемы, вряд ли мы пойдем молиться святому, который решал вопросы объединения Русской земли или занимался иными государственными проблемами. Мы будем искать ответы у того, кто нам ближе, понятнее.
Народу всегда были нужны понятные для них святые. Зайдите сегодня в любой храм, и найдете там образ св. Матроны Московской. Кем она была? Во-первых, блаженной, которых всегда особенно любил русский человек. Слепой, не ходящей, гонимой, жила – своего угла не имела. Во-вторых, простой русской женщиной, крестьянского происхождения, ни карьеры земной, ни статуса. Самая что ни на есть родная. Да еще практически современница, то есть хорошо знавшая, от чего страдает сегодня народ. Помогала всем, кто ни придет. Здесь сбываются слова русской поговорки: «До царя далеко, до Бога высоко». И нужен свой посредник.
Как начинают чтить святого
Почитание святого как правило распространяется, обгоняя его церковное прославление. Первое почитание начинается в том месте, где жил праведник. Там, где о событиях его жизни рассказывали очевидцы. Когда почитание расширялось за пределы местности, в которой он подвизался человек, тогда вставал вопрос о его так называемой «местной» канонизации. В Русской Церкви издавна существовала традиция, по которой всякий более или менее крупный город, область, имели своего святого покровителя. К примеру, в Сергиевом Посаде такой фигурой является Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой лавры, вокруг которой возник сам город, а в Каргополе Архангельской области всегда помнят Александра Ошевенского, жившего в XV веке.
Святой состав Москвы
Первым «местночтимым» святым Москвы стал живший в начале XIVвека митрополит Петр. Благодаря ему город стал церковной столицей Руси. Но общерусское почитание святого началось через 13 лет после его кончины. Вскоре народ стал почитать приемников святителя Петра на Московской митрополичьей кафедре. Так начал составляться Собор Московских святых. В 1596 году первый русский патриарх Иов распорядился праздновать праздник Собора. Тогда в него вошли исключительно митрополиты – Петр, Алексий, Фотий и Иона. Позднее к ним в 1875 году был причислен митрополит Филипп (Колычев), а в 1913 году патриарх Гермоген, много сделавший для преодоления «Смуты» начала XVII века. Уже в наше время Собор пополнили митрополит Макарий, сам первый русский патриарх Иов и первый патриарх послесинодального периода – Тихон.
Постепенно круг московских святых все более и более расширялся. В 1997 году, в год 850-летия Москвы, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода было установлено празднование Cобора московских святых. В его состав вошли уже все святые Московской земли, а не только митрополиты и патриархи. В Собор вошли и Василий Блаженный, и Максим Блаженный, и св. царевич Дмитрий, а также благоверные князья Димитрий и Даниил.
В основе почитания московских святых главной является идея государственности, союза власти с Церковью. Русь преодолевает междоусобицы, объединяясь в единое целое. Святители и государи решают совместно практические задачи: умиротворить ордынских ханов, оградить русский народ от набегов и разорений, укрепить веру в избавление. Все это – рискуя собственной жизнью. За что и были прославлены.
И князья бывают чудотворцы
Для святости временная граница условна. А выбор святого по степени «понятности» говорит не о том, что это святой «ограничен» в своей святости, в помощи, которую он может оказать. Наоборот, ограничено земными условностями наше человеческое восприятие святых! Можно привести массу примеров, когда человек молился святителю Алексию, и Александру Невскому, и Даниилу Московскому, и получал помощь не в решении государственных дел, а в простых нуждах. Потому что, если они святые, значит, независимо от рода земной деятельности, прежде всего, – молитвенники. И, по слову Божию, прежде нас знают наши нужды. И помочь, все без исключения, могут в самом главном – в укреплении веры, любви к Богу и людям. А чем больше этой любви будет в нас, тем меньше границ будет в нашей любви к разным святым, потому что в каждом мы будем видеть Бога.
12 авторов у одного жития
Образ святого для людей не всегда одинаков. В разные времена мы смотрим на святых по-разному. Например, жития. Было бы ошибкой считать, что они представляют собой единожды написанный текст. У жития нередко имеется несколько редакций, заметно отличающихся друг от друга. Например, в первоначальном житии Сергия Радонежского, написанном Епифанием Премудрым, основной упор был сделан на фактическую канву его земной жизни, тогда как Пахомий Логофет главное внимание уделил его церковной деятельности. За пятьсот лет, прошедших со времени кончины преподобного, известно до десятка вариантов жития основателя Троице-Сергиевой лавры. Только в XVI веке оно перерабатывалось, как минимум, трижды – для летописного свода 1518 года, Никоновской летописи, Великих Четьих Миней митрополита Макария. В XVII веке к работе над ним такие известные писатели своего времени, как Герман Тулупов, Симон Азарьин, святитель Димитрий Ростовский. В следующем столетии дань этой тематике отдали митрополит московский и коломенский Платон (Левшин) и даже сама императрица Екатерина II. В XIX веке новое житие Сергия было составлено митрополитом московским Филаретом (Дроздовым), а в XX столетии свои варианты, принадлежащие перу архимандрита Никона и патриарха Московского и всея Руси Алексий I (Симанского).
Старые святые, но новые истории
Это можно сравнить с восстановлением старой иконы. Когда образ пишут, краски свежие, изображение четкое. С годами он может потемнеть, а через какое-то время уже лика не разберешь. И нужно икону отреставрировать. В Церкви их поновляют: по старому изображению рисуют новое, хотя и близкое к оригиналу. И что происходит? Облик немножко изменяется. То же самое со святыми. Митрополитов Петра или Алексия современники видели по-своему, со своими акцентами и нюансами, а мы, спустя века, можем увидеть новый образ.
Каждое новое поколение стремится заново осмыслить жизнь святых, выделив те акценты, которые наиболее близки ему. А это означает, что в изменившихся условиях, в жизни святых, сейчас может быть позабытых, для нас откроются новые смыслы
Справка: Константин Александрович АВЕРЬЯНОВ, доктор исторических наук, руководитель группы Института российской истории РАН. Родился в Москве в 1959 году; окончил исторический факультет МГПИ им. Ленина и факультет журналистики МГУ. Автор книг: «Московское княжество Ивана Калиты» (1993), «Купли Ивана Калиты» (2001), «Сергий Радонежский: личность и эпоха» (2006), энциклопедии «История московских районов» (2005; 2-е изд. – 2010).
Подготовила Ирина ЛУХМАНОВА