Икона Рождества Богородицы: почему рядом с Анной нет Иоакима?
- Религиозное образование
- Прочитано 2733 раз
21 сентября Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Это, казалось бы внутрисемейное событие, обрадовало не только родителей Богородицы, которые до старости ждали, когда же Господь даст им чадо, но и всю вселенную, так как родившаясь девочка, по замыслу Божию, стала матерью Спасителя человечества. На иконах сцена Рождества Богородицы показана со многими бытовыми подробностями. Попробуем разобраться, кто и почему изображен в горнице рядом с Анной, матерью Богородицы, и почему рядом с ней нет мужа, Иоакима?
Источник: http://www.pravmir.ru/
Согласно учению Церкви, Рождество Марии, будущей матери Спасителя Иисуса Христа произошло не случайно. Ей была отведена важнейшая роль в реализации замысла спасения человечества. Празднование Рождества Пресвятой Богородицы возникло в Церкви около VII века. Как правило, иконография праздника начинает формироваться вскоре после появления церковного празднования. Однако, в VIII — начале IX веков Восточная Церковь переживала трагический период борьбы с ересью иконоборчества, поэтому первое дошедшее до наших дней изображение Рождества Богородицы — фреска одного из храмов в Каппадокии — относится к IX веку.
Изображение омовения новорожденного повитухами существовало еще в античной традиции, откуда проникло в христианское искусство. Еще в античном искусстве сцена рождения того или иного легендарного героя или мифического персонажа часто присутствовала в посвященном его жизни цикле изображений, который мог помещаться на постаменте памятника или на саркофаге.
Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция
В античных произведениях роженица обычно представлена сидящей или стоящей; под руки ее поддерживают одна или две служанки. Этот мотив — поддерживающая праведную Анну служанка — присутствовал на ранних изображениях праздника Рождества Богоматери.
Фреска церкви св.Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Македония
Изображения дев и служанок на иконах праздника обычно отличаются разнообразием. Девы, подносящая дары, угощения на блюдах, чаши, дева с опахалом, служанки, укачивающие младенца Марию.
Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV — нач.XVI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей заповедник
Согласно этическим нормам того времени Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Поэтому он изображался как бы вне помещения, в дверном проеме одной из архитектурных кулис (палат), или же заглядывающим через окошко.
Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция
Одна из идей рассматриваемой иконографии — рождение ребенка — располагает к изображению бытовых подробностей. Например, служанка перед тем, как омыть Младенца Марию, проверяет рукой температуру воды, как это делают и современные женщины.
Новгородская икона. Конец XIV — нач.XV в. ГТГ, Москва
Тема семейной любви и воспитания отчетливо звучит в сцене «Ласкание Марии», которая из фресковой храмовой живописи проникает в иконописные произведения. Дитя Мария изображается на руках у своих родителей. Протоевангелие Иакова сообщает: праведная Анна, убедившись, что Дочь может ходить, более не опускала Ее на землю, сказав «Жив Господь Бог мой, Ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу Тебя в храм Господень» (гл.6, ст. 1-2).
Икона из праздничного чина. Последняя треть XVII в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Фреска церкви св.Иоакима и Анны в монастыре Студеница. 1304 г. Сербия.
Болгарская икона. Конец XVIII в. Крипта. Филиал староболгарского искуства при Национальном художественном музее, София, Болгария.
По материалам сайта pravmir.ru