Икона святителя Спиридона Тримифунтского: епископ в пастушьей шапке

Фреска монастыря Дионисиат на Афоне, церковь расписана уроженцем Крита Тзортзи (Зорсисом, Георгием) Фукой в 1547 году. Фреска монастыря Дионисиат на Афоне, церковь расписана уроженцем Крита Тзортзи (Зорсисом, Георгием) Фукой в 1547 году.

Святитель Спиридон был епископом, однако на его голове мы видим не роскошную митру, а простую пастушью шапочку из овечьей шерсти. Почему?

Епископ вырос на острове Кипр в Средиземном море, и с ранних лет был пастухом. Память об этом и сохранили все его изображения: святитель Спиридон – в пастушьей шапочке. Но ведь любой настоящий епископ – это пастырь, душу кладущий за своих овец – людей, которые ему доверены. Кроме того, и по принятии сана, как говорит житие, святитель Спиридон не изменился: пас овец, скромно одевался и всегда помогал – словом и делом.

На этой фреске есть то, что отличает изображение святителя Спиридона от традиционных: в правой руке святого плинфа (глиняный обожженный кирпич), он горит пламенем (пламя символически изображено в левой руке), и одновременно из него течет вода. Это изображение отсылает нас к событиям Первого Вселенского собора (325). Святой Спиридон, обличая Ария, отрицавшего догмат о единосущности Святой Троицы, чудом явил истину веры. Он взял в руки плинфу, сжал его в руке со словами: «Во имя Отца!», и кирпич запылал огнем, -- «И Сына», -- и потекла вода, -- «И Святого Духа!», -- святой разжал руку, и присутствующие увидели глину в ладони. Святой Спиридон пояснил, что плинфа одна, а имеет в себе три стихии: огонь, воду и глину. Так и Бог един, но имеет три ипостаси: Отца, Сына и Святого Духа!

Евангелие в руках святителя Спиридона  – традиционный вариант иконографии святителей, они часто изображаются с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой.

Есть предание, что святитель Спиридон до сих пор ходит по земле, помогая людям. Его мощи регулярно «переобувают», то есть буквально меняют обувь, а стоптанные башмачки раздают

Святой Спиридон не получил образования, но был от природы наделен необыкновенным умом и духовными дарованиями. В отличие от многих других святых, у него была семья: жена и дочь Ирина. Супруга рано умерла, он сам воспитывал дочь, которая помогала отцу до самой своей смерти.

Материал газеты Воскресение