Как святая Ольга "переклюкала" византийских императоров
- Религиозное образование
- Прочитано 5137 раз
24 июля Церковь чтит память святой равноапостольной княжны Ольги, первой христианской правительницы на Руси. Как известно, прежде чем принять крещение, Ольга чуть было не вступила в брак с императором Византии. Какую цель преследовала княгиня далекой варварской страны, выстраивая отношения с императорами самой могущественной державы? Об этом рассказывает публицист и историк Андрей Зайцев.
После смерти мужа, князя Игоря (в 945 году), стала править княжеством, в ее житии читаем: «Управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж». Одна из первых на русской земле приняла христианство. Бабка святого князя Владимира, крестившего Русь.
До крещения Ольга была очень суровой правительницей.
На илл.: Месть княгини Ольги. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Однажды к византийскому императору Роману приехала княгиня из далекой варварской страны. Женщина эта была так умна и красива, что царь влюбился в нее и предложил руку и сердце. Княгиня Ольга не отказала императору, но сказала, что сперва хочет креститься. Она просит императора стать ее крестным отцом, и лишь затем сыграть свадьбу. Царь на все дал согласие и повторил предложение после крещения Ольги, но та отказала Роману, сказав, что по христианским законам они теперь находятся в духовном родстве, а родственники не должны вступать в брак. Роман признал свое поражение и с изумлением воскликнул: «Переклюкала (перехитрила) ты меня, Ольга». Эта история, помещена в Повести Временных Лет под 955 годом.
В реальности, отношение русских и византийцев не были безоблачными. Греки считали себя прямыми наследниками римлян, называли себя «ромеями», а на все остальные народы, даже принявшие православие, смотрели свысока и считали их варварами. В свою очередь правители Киевской Руси тоже не церемонились с Византией: совершали успешные военные походы, вешали щит на вратах Царьграда. От этих времен осталось чудесное описание руссов, сохранившееся в житии Георгия Амастридского: «Было нашествие варваров Рос, народа, как знают все, крайне жестокого … Звероподобные по поведению, бесчеловечные по делам, самим видом обнаруживающие убийство, ничему другому, что свойственно людям, не радующиеся, кроме смертоубийства, это поистине губительное и по делам и по имени племя».
К IX веку относятся и схожие описания патриарха Фотия, говорившего о том, что некогда дикий народ принял крещение (речь шла об отдельных крещеных наших предках, служивших в войсках Византии в качестве наемников или торговавших с ней). В этих описаниях легко заметить страх их авторов перед воинственными варварами и желание наладить с ними отношения. Ко времени правления княгини Ольги в середине X века эта задача была в основном решена. По двум договорам 911 и 944 года русские послы, купцы и воины имели определенные привилегии. Русских солдат охотно брали наемниками для охраны империи, но все эти сближения имели весьма ограниченный характер, что проявилась в истории двух посольств княгини Ольги к византийскому императору.
В течение 8-9 лет с 946 по 954 год святая Ольга дважды посещала Константинополь, желая улучшить отношения с Византией. Она преследовала две цели – породниться с одной из самых известных императорских династий и креститься в Царьграде в присутствии императора и патриарха, Ольга хотела добиться особого положения для создаваемой Русской Церкви и договориться о династическом браке между ее сыном Святославом и дочерью византийского императора. Если бы миссия равноапостольной Ольги увенчалась успехом, то крещение Руси могло бы произойти за несколько десятилетий до 988 года. К сожалению, замыслам Ольги не суждено было сбыться.
Первый раз киевская княгиня посещает Константинополь летом – осенью 946 года. Княгиню Ольгу дважды встречали во дворце. В первый раз это произошло 9 сентября, тогда правительнице Киевской Руси было подарено 50 милиарисиев в золотой чаше с украшениями, ее племяннику 30 монет, остальные сопровождающие получили меньше: каждый в строгом соответствии со своим рангом, так священник Григорий приехавший с княгиней – 8 монет. В окружении Ольги к этому времени было не мало христиан. Скорее всего, он был клириком первой киевской церкви в честь Ильи Пророка. Как пишет известный византинист Геннадий Литаврин, императорские приемы в Византии были строго разработанной церемонией с продуманной системой «жестов» и условностей, частью которой были, в том числе подарки императора иностранным правителям и их свите. Следующий прием состоялся 18 октября. Он был скромнее: святая Ольга получила 200 монет, ее племянник – 20, сумма даров для священника Григория и других членов свиты в основном не изменилась. Значительное уменьшение дара для княгини и ее племянника было связано с тупиком, в который зашли переговоры. Не достигнув ни одной цели, киевская княгиня раздосадованная отправилась домой. Затея княгини потерпела поражение: ее суда в ожидании приема со стороны васивлеса долго стояли на Босфоре, а переговоры кончились неудачей.
Второй раз она посетила Византию в 954 году. Пришедший на смену императору Роману Константин VII хотя и думал, что Роман слишком уж заигрывал с иноплеменниками и варварами, к которым он относил даже крещеных болгар. Однако Византии была нужна военная помощь русских, и вероятно святая Ольга вновь прибыла в Константинополь по личному приглашению царя. В этот визит киевская княгиня принимает крещение с именем Елена, но церемония проходит скромно, а идею династического брака и вовсе приходится отложить. Греки потребовали крещения ее сына Святослава, но последний отказался это сделать, полагая, что дружина будет над ним смеяться.
Впрочем, святая равноапостольная Ольга смогла достойно ответить византийскому императору. Вскоре посланники васивлеса отправились на Русь с требованием даров, но киевская княгиня довольно долго игнорировала греков. В ответ на вопрос о подарках правительница ответила, что отдаст обещанное лишь тогда, когда византийские послы проведут под Киевом столько же времени, сколько она провела в 946 году на Босфоре, ожидая приема.
Этот ответ святой Ольги связан с особенностями пути «из варяг в греки» в Х веке. Русские послы, купцы и воины плавали в Византию на судах целыми караванами. Навигация начиналась в мае-июне, путь до Константинополя занимал в среднем 30 дней из Киева и почти в 2 раза больше из северных городов Руси. Обычно русские появлялись в Византии не раньше июля, и должны были уплыть не позднее октября. Заставив Ольгу прождать под стенами Царьграда как минимум до 18 октября император, обрек княгиню и ее спутников на опаснейший обратный путь: суда русских должны были в буквальном смысле опережать время, чтобы не зимовать в пути. Поставив греческих посланников в сходные условия, княгиня дала им в полной мере насладиться плаваньем по морю в экстремальных условиях.
Отметим, что унижения матери не забыл и киевский князь Святослав Игоревич, воевавший с Византией в 970-971 году. Хотя причиной конфликта стали отношения между Русью, Болгарией и Византией, история крещения родительницы не улучшило мнение о греках в глазах молодого князя. Сама же святая Ольга скончалась незадолго до этих событий в 969 году.
Андрей Зайцев