Канон Андрея Критского для тех, кто отважился изменить себя. Скачать текст канона для среды и четверга pdf
- Религиозное образование
- Прочитано 2008 раз
Чтение Великого канона прп. Андрея Критскогопродолжается в Церкви вот уже почти 1200 лет. Его называют покаянным, так как это плод покаяния, который принес Богу святой Андрей. О событиях Священной истории он говорит, как о событиях своей жизни, и не находит ни одного грешника, накоторого сам не был бы похож. Только человеку, который отважился на покаяние – честную, без самооправдания, оценку себя – Господь дает возможность измениться. Этот путь – от отчаяния к надежде – и прославляет Великий канон.
Как читать канон?
Покаянный канон Андрея Критского читается Великим постом два раза: первый раз с понедельника по четверг первой недели Поста (3-6 марта) по частям, и второй раз, полностью, в четверг пятой недели Поста, на службе стояния Марии Египетской (2 апреля).
В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Поста читается по девять песен Канона. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши…» В это время полагается земной поклон.
Автор Канона: святой, монах, поэт, епископ
Автора Великого покаянного канона, преподобного Андрея, архиепископа Критского (VII) до семи лет считали немым, – до этого возраста он не произнес ни слова. Когда же в семь лет святой Андрей впервые принял Причастие, немота прошла. В четырнадцать лет святой Андрей поступает в монастырь и вскоре становится известен своей ученостью. Но богословие не мешает практическому милосердию: двадцать лет святой Андрей возглавляет Дом для сирот в Константинополе. Здесь же он начинает заниматься церковной поэзией. Святого Андрея рукополагают в епископы и назначают на самую далекую кафедру империи – остров Крит. Почти ссылка становится для епископа, монаха и поэта временем расцвета: на острове он строит не только храмы, но и дома для сирот и стариков, а также пишет каноны почти на все двунадесятые праздники и многие великопостные богослужения, в том числе и дивные песнопения Страстной седмицы.
Текст кондака «ДУШЕ МОЯ, ДУШЕ МОЯ»
Душе моя, душе моя, востани, что спиши? / Конец приближается, и имаши смутитися. / Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, / везде сый и вся исполняяй.
Перевод:
Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? / Конец приближается, и предстоит тебе смутиться. / Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог, / вездесущий и все наполняющий!
Весь канон прп. Андрея Критского направлен на пробуждение нашей души от сна греха. Впрямую говорит об этом песнопение «Душе моя, душе моя». Но кто здесь к кому обращается? К душе обращается то наше «Я», которое выше (глубже) самого нашего постижения. Есть в каждом из нас такая глубина, которую знает только Господь. А когда мы со всей Церковью поем канон Андрея Критского, мы каким-то образом, через слово, прикасаемся к этому непостижимому, приближаемся к познанию самих себя.
Герои и образы канона
Во время чтения Великого канона мы слышим множество имен, известных и малоизвестных: Адам, Ева, Авель, Каин, Ламех, Хам, Давид, Соломон и т.д. Все это – реальные герои Священного писания, история жизни которых нам здесь приоткрывается. Но не это – главное. «Ключ» к пониманию канона Андрея Критского в том, чтобы в библейских героях, в их падениях и подвигах увидеть свое падение и возможность восстания. Святой Андрей рассказывает историю мира, отпавшего и возвращающегося к Богу, которая в то же время есть история души каждого из нас. Потому что каждая душа проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором. Но как же увидеть в героях Библии – самого себя? Вот мы читаем в самом начале Канона: «Вместо Евы чувственный мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения». («Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная – страстный помысел, обольщающий приятным, но при вкушении всегда напояющий горечью»). Что все это значит? Пример Евы увлек Адама к греху. Так же каждого из нас влечет к греху мысленная ева – страстный, грешный помысел. Пока страсть у человека не удовлетворена, он страдает, мучается. С удовлетворением страсти он надеется получить удовольствие, избавление от мучений. Это и обещает душе страстный помысел, толкая ее на грех, как когда-то толкнул он на грех нашу праматерь Еву. Но как Ева обманулась в надежде получить блаженство от запретного плода, так обманывается в своих расчетах человек, мечтающий найти в грехе сладость.
СОВЕТ:
Если вы хотите понять смысл Покаянного канона и читать про библейских героев как про старых знакомых, без знания Священной истории не обойтись. Ее краткий, но полноценный вариант (с картинками) можно найти в книге прот. Серафима Слободского «Закон Божий».