Кто такой епископ?

Приезд епископ Орехово-Зуевского Пантелеимона, управляющего Восточным викариатством Москвы, в храм пророка Божиего Илии в Черкизово. Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/63250.htm Приезд епископ Орехово-Зуевского Пантелеимона, управляющего Восточным викариатством Москвы, в храм пророка Божиего Илии в Черкизово. Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/63250.htm Фото: Юлия Маковейчук

Литургия, которую возглавляет епископ, длиннее, чем обычно. В храме в это время происходит много необычного. Мы попытаемся разобраться в этом. Начнем с того, что расскажем о том, кто такой епископ, и почему, когда он приезжает на приход - это всегда праздник.


Епископ - высшая степень священства

В Церкви существуют три степени священства. Младшая – это диаконы, средняя – священники. Самая высшая и полная степень  – епископы, или архиереи, старшие над священниками. Диакон только помогает в службе священнику и архиерею, сам не имея возможности совершать Таинства.  В отличие от диакона священник может один совершать Литургию и преподавать людям таинство причастия, а также крестить, венчать, соборовать, отпевать. Все это может делать и архиерей, только более полным, совершенным чином, - и, кроме того, только он может посвящать в священники. На архиерее лежит печать апостольства, он непосредственный наследник учеников Христа – святых апостолов.

Изначально в Церкви были только епископы

Дословно слово «епископ» переводится с греческого (ἐπίσκοπος), как «блюститель», или «надзирающий», «надсматривающий». Неофициально епископа называют Владыкой.
Первоначально Церковь, основанная Иисусом Христом, управлялась апостолами. Но Христос перед Вознесением на небо повелел апостолом идти научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Во время своей проповеди апостолы основали по всей Римской империи и даже за ее пределами множество новых общин, управлять которыми поставили своих заместителей – епископов, имевших ту же силу Святого Духа, что и сами ученики Христа. Дух Святой передавался епископам через возложение рук, как это установилось в Церкви с самого начала – и сохраняется до сих пор.
Сейчас в Церкви достаточно  много священников и мало епископов. А изначально в Церкви были только епископы, которые и совершали все церковные службы: крестили, причащали, проповедовали, управляли отдельными общинами – то есть, делали все то, что входит в современные обязанности священника!

Так, во главе основанной им христианской общины в столице Македонии – Филиппах – апостол Павел поставил только епископов и диаконов, о священниках речи не  шло (Фил. 1, 1).  Уезжая из Эфеса, Павел  обратился с особым словом  к  руководителям местной общины, которых Дух Святой поставил быть «блюстителями», то есть епископами всех верных христиан (Деян.20,28).  Оставив вместо себя на Крите апостола Тита, Павел повелел ему довершить недоконченное им и поставить по всем городам епископов (Тит. 1, 5-9). В обоих последних случаях Павел называет епископов также пресвитерами, то есть старейшинами. Интересно, что в своем первом послании всем верным апостол Петр Самого Христа также называет епископом. «Он <то есть, Христос> грехи наши Сам вознес телом Своим на <крестное> древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.  Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю <то есть, Епископу> душ ваших» (1 Петр. 2, 25).

"Ничего не делаете без епископов"

Постепенно христианских общин становилось все больше, и они не могли уже помещаться в один храм и даже целый дом. В больших городах могло быть уже несколько десятков и даже сотен мест, где христиане собирались на молитву. Тогда епископы стали выбирать себе помощников и, возлагая на них руки, как некогда апостолы на них самих, ставить во главе новых общин. Этих помощников епископов стали называть священниками – иереями – в противовес архиерею, епископу, старшему священнику. Именно за священниками закрепилось и наименование «пресвитеры», а епископов так перестали называть.
В  начале  IIвека мы уже видим привычную  нам церковную структуру: епископ – священники – диаконы. К этому времени относятся послания священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, к христианам разных городов, мимо которых Игнатия везли в Рим на казнь. Так, жителям  города Магнезии Игнатий говорит: «Ничего не делайте без епископа и пресвитеров» (Магн.7,1). А христиан города Траллы он  призывает почитать диаконов, епископа и пресвитеров (Тралл.3). Жителям Смирны напоминает, что только та служба истинна, которая совершается епископом, или тем, кому епископ  это предоставил (Смирн.8). Игнатий постоянно призывает почитать епископа как Самого Иисуса Христа. Наверное, потому, что только епископ может совершать во всей полноте все Таинства Церкви, оставленные Иисусом Христом, и, совершая их, являть нам присутствие Божие.

К вам едет архиерей!

Только епископ может освятить новый храм, а главное – поставить через возложение рук нового священника. Если бы епископы не рукополагали священников, то священство бы постепенно иссякло, новым священникам просто неоткуда было бы взяться, и Церковь прекратила бы свое существование.

Приезд епископа на приход – всегда праздник. Только тогда мы можем ощутить церковную службу во всей полноте, прикоснуться к эпохе святых апостолов и Самого Господа Иисуса Христа – ведь на архиерее лежит печать апостольства, передающаяся непрерывно из поколения в поколение, от рождения Христовой Церкви до наших дней.

Подготовил настоятель больничного храма при институте им. Склифосовского, протоиерей Василий Секачев