"Медовый Спас" - праздник в честь Спасителя, а не меда
- Религиозное образование
- Прочитано 1975 раз
Даже не слишком церковные люди знают, что 14 августа в Церкви празднуется, так называемый "Медовый Спас". Но в церковном календаре нет такого названия этого праздника. Там этот августовский день отмечен как праздник Происхождения честных Древ Креста Господня. Как он возник, и почему именно в день этого праздника принято освящать мед?
«Спасами» (медовым, яблочным и хлебным) в народе называют три августовских больших церковных праздника, посвященных Господу Иисусу Христу. Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа. Какие же реальные события скрыты за этими тремя праздниками? Сегодня мы расскажем о первом из них. 14 августа Церковь вспоминает сразу два знаменательных события, связанных и Именем Христовым.
Изнесение Креста
Первое праздничное воспоминание – «Изнесение Животворящего Креста Господня».
В столице Византии, Константинополе (Царьграде), в связи с частыми в августе болезнями, существовал обычай носить крест по улицам и дорогам в надежде преградить путь невидимо крадущейся пагубе. Накануне праздника драгоценный крест, включавший в себя сохранившиеся частицы дерева Голгофского Креста, торжественно переносили из царской сокровищницы в главный собор Империи – храм Святой Софии Константинопольской, и полагали на престоле. С этого дня и до Успения Богородицы, в течение двух недель, по всем улицам города проносили крест в процессии, а затем вновь возвращали в императорские палаты. К этому обычаю присоединился ещё один – освящение воды, которое происходило в придворной церкви в первый день каждого месяца. Постепенно местный константинопольский праздник Изнесения Креста распространился по христианскому Востоку, а у нас на Руси появился в XV веке. При этом освящение воды на источниках стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно преданию, именно в этот день. (С 2008 года празднование начала крещения Руси, согласно постановлению Архиерейского собора, совмещено с памятью святого князя Владимира, 15/28 июля).
Всемилостивый Спас
Второе церковное событие сегодняшнего дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Византийскому императору Мануилу (1143-1180), так же, как и русскому князю Андрею Боголюбскому в 1164 году, через икону Спасителя были явлены чудеса, остановившие в битве их врагов: первому в битве с Сарацинами (), второму с болгарами.
И еще. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, впереди триумфальной процессии императора Мануила, после разгрома паннонцев в 1167 году, «ехала серебряная с позолотой колесница, запряжённая белыми, как хлопья снега, конями, а на ней стояла икона Богоматери, непобедимой Защитницы и соратницы царя».
При чем здесь мед?
Праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей календарнымисельскохозяйственными вехами. (В их избах не было колхозных календарей, радиоточек и они не выписывали журнал «Крестьянка».) Так, к Первому Спасу приурочили проводы лета. Пасечники в эти дни начинали выламывать соты: считалось, что к этому времени «пчела перестает носить медовую взятку». Новый мед приносили освящать в храм именно в праздник Изнесения Животворящего Креста Господня. Отсюда и название - «Медовый Спас».
Юрий Рубан
Русский перевод тропаря Всемилостивому Спасу:
Обращающий взоры с высоты, принимающий бедных, посети нас, угнетённых грехами, о Всемилостивый Владыка, и, по молитвам Богородицы, даруй душам нашим великую милость.