Мог ли Спаситель остаться? Проповедь свщмч. Фаддея, архиепископа Тверского, о празднике Вознесение

Россия. Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. 40-е годы XII века Россия. Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. 40-е годы XII века

Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхи. Мог ли Спаситель не возноситься на небо, а всегда пребывать среди людей?

Не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо во веки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нем Христа. Мир, ненавидя Христа, мог снова и снова осуждать Его на смерть. Мир не мог долее видеть Христа по причине своей неправ­ды, которую и должен был обличить Дух Святой, пришедший в мир (Ин. 16:8-10).

Грех, содеянный человеком, внес тле­ние смерти, сделал невозможным вечное блаженство человека на земле. Тело, вос­приявшее семя тления, должно было раз­рушиться, умереть, потому что «тление не наследует нетление» (1 Кор. 15:50). Са­мый грех, бывший жалом смерти, ее ис­точником, не мог уничтожиться без раз­рушения тленного тела, т.к. душа падшего человека как бы вся растворилась в плоти и плоть сделалась седалищем греха. И земля через грех человека стала жилищем тления, прилепив к себе сердце человека страстями, ею возбуждаемыми, а потому «земля и все дела на ней» должны неког­да сгореть, стихии растаять, разрушиться, чтобы явились новое небо и новая земля (2 Пет. 3:10-13), жилище праведных.

Сначала должен был оторваться от пристрастий земных дух человека, пото­му что в нем начало греха. Должно было возвыситься к Богу и сердце. Когда же будет уничтожен грех, тогда и тело может стать нетленным и духовным, способным к обитанию на небе.

На небе через Свое Вознесение приго­товил место человеку Христос. Говорил Он, что у Отца Его «обителей много» и что «лучше» Ему пойти и приготовить место верующим и любящим Его, чтобы и они были там, где Он (Ин. 14:2-3; 16:7). Для отрешения человека от страстей земных и введения в горние обители претерпел Го­сподь смерть, Воскрес и Вознесся на небо. По Вознесении Его дело спасения человека продолжает совершать Дух Святый, по­сланный Им в мир, очищающий от греха, дарующий жизнь духовную человеку. Пре­бывая сначала с людьми во плоти, чтобы ввести их в общение с Богом, начальное, видимое, Христос по Воскресении являет­ся ученикам лишь по временам, и в теле, уже одухотворенном, как бы устраивая переход от видимого общения к духовному. По Вознесении же Он вводит людей в ду­ховное общение с Собой во Святом Духе. Вот тайна радости святых апостолов после Вознесения Господа, причина, по которой скорбь разлучения с Господом преврати­лась в великую радость вечного духовного общения с Ним в Святом Духе. Через веру эта радость входит в сердца любящих Христа, как вошла в сердца апостолов.