О чем мы просим в главной молитве Великого поста. Скачать молитву Ефрема Сирина pdf
- Религиозное образование
- Прочитано 2251 раз
Подготовка к Великому посту происходит постепенно. Эта неделя – последняя перед Постом. Пост частично уже начался, – мы не едим мяса, а в среду и пятницу не служат Божественную литургию. В разгар Масленицы, на вечерней службе вторника, из алтаря1 на солею2 выходит священник и читает самую известную покаянную молитву Церкви – молитву Ефрема Сирина. Почему он читает ее, когда все вокруг едят блины, а Великий пост еще не наступил?
Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое из них земным поклоном. Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый сословами «Боже, очисти мя грешного». По окончании их произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом. Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду. Для чего столько поклонов?
После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина мы делаем земной поклон. Для чего? Поклон – символ покаяния. Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен покаяться, чтобы вернуться к Богу. Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле.
Из тюрьмы – в подвижники
Однажды святого Ефрема Сирина (IV век) посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться. Потом прислушался к заключенным, рассказывавшим о своих грехах. И в их историях вдруг узнал свои проступки, за которые никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи. Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние. Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии. В текстах святой использовал не только изысканные литературные приемы, но даже каламбуры – так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал свою ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем не погнушался использовать тот же стихотворный размер для проповеди Православия.
МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА:
Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему
(поклон).
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
Аминь (поклон).
ПЕРЕВОД:
Господь и Владыка жизни моей! Не дай мне духа праздности, уныния, желания начальствовать и пустословить.
Напротив, одари меня, раба Твоего, духом целомудрия, смирения, терпения и любви.
О, Господь и Царь! Дай мне видеть свои грехопадения и не осуждать брата моего; ибо Ты прославлен до скончания веков.
О чем мы просим?
Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают. «Дух праздности»: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность – корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.
«Дух уныния». Уныние – плод праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.
«Дух любоначалия». Любоначалие – это любовь к власти: в семье, на работе, в политике. Именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают отношение к жизни, лишают ее смысла, и, какбы компенсируя это, рождается жажда властвовать.
«Дух празднословия»: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению.
«Дух целомудрия»: духовный контроль над своими эмоциями и телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.
«Дух смиренномудрия» – первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит -- гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.
«Дух терпения»: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.
«Дух любви»: любовь – главный дар и главная цель всех духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на милость. Только через любовь, кторая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.