Печерский Патерик: «Несвятые святые» Древней Руси

Прп. Агапит Печерский. Реконструкция внешнего облика святого по его мощами по методу антрополога Герасимова Прп. Агапит Печерский. Реконструкция внешнего облика святого по его мощами по методу антрополога Герасимова

Несколько рассказов о подвижниках Киевско-Печерской лавры, указанных епископом в письме к неразумному иноку, стали началом «Киевско-Печерского патерика», известнейшего памятника древнерусской литературы. От этого повествования невозможно оторваться и в наше время. Перелистываем страницы древнего патерика в день памяти одного из его главных героев, прп. Феодосия Печерского.



Леонтий Тарасевич. Путешествие прп. Ефрема в Киево-Печерский монастырь, 1702 г.

Причиной для появления этого памятника стало недовольство инока Киево-Печерского монастыря Поликарпа своей участью и его желание стать епископом. Поликарп имел высокую покровительницу – княгиня Верхуслава хотела сделать инока Смоленским или Юрьевским архиереем, но первый владимирский епископ Симон, от которого зависело назначение, решил, что Поликарпу еще рано покидать обитель. Он пишет Поликарпу, призывая его остаться в монастыре и не искать власти. В качестве иллюстрации святости Киево-Печерскоой обители архиерей приводит несколько рассказов о жизни ее подвижников. Слова Симона так подействовали на Поликарпа, что он становится настоящим летописцем монастыря, основанного Антонием и Феодосием Печерскими, но до XV века житие самого Феодосия Печерского в состав патерика не входило, а житие прп. Антония вошло в патерик только в XVII веке.

Жизнеописания основателей обители появились еще в конце XI века. Житие Феодосия, вероятнее всего, было написано Нестором летописцем до 1088 года. Появившееся примерно в это же время житие Антония Печерского, старшего основателя монастыря, не получило широкого распространения и ко второй половине XV – времени создания Кассиановской редакции текста Патерика, было утеряно. В состав памятника вошло только несторовское житие Феодосия Печерского. Забвение текста жития св. Антония не было случайным событием. Его составляли греки, желавшие показать, что создание монастыря их дело. Феодосиевская же традиция, которой придерживались и епископ Симон, и инок Поликарп, напротив, считает Киево-Печерскую обитель культурным центром русского православия, где воспитывались новые епископы, куда уходили князья и разворачивались драмы, которым могли бы позавидовать и авторы современных сценариев.

Кенотаф прп. Феодосия Печерского, Дальние Пещеры Киево-Печерской лавры. Фото: Lavra.ua

Традиционно повествование Патерика начинается с рассказа о том, как строился главный храм обители в честь Успения Богородицы, но сюжетное ядро патерика посвящено теме конфликта между земным и небесным. Три первых рассказа в письме епископа Симона посвящены трем мученикам за Христа: инока Евстратия распял иудей, преподобного Никона истязали половцы, которые желали получить за него солидный выкуп, а преподобного Кукшу убили язычники-вятичи. (Евстратия истязатель пытками заставлял отречься от Христа, преподобный Никон не согласился просить у родственников денег за избавление от плена, за что ему половцы перерезали жилы на ногах, чтобы он не смог сбежать; преподобного Кукшу язычники убили за успешную проповедь, которая сопровождалась многими чудесами). Тему конфликта земного и небесного открывает еще прп. Нестор в житии Феодосия Печерского: в рассказе о детстве святого Нестор отходит от традиционных житийных схем и показывает жесткую борьбу подростка с матерью за право уйти в монастырь. У той истории был счастливый конец - родительница примирилась с сыном и окончила свои дни в монастыре святого Николы в Киеве.




Леонтий Тарасевич. Иудей распинает прп. Евстратия Печерского. Гравюра, 1702 г.

В Киеве постоянно возникали прения о вере между представителями разных народов. Об этом в Патерике есть свидетельства. Нестор указывает на то что преподобный Феодосий иногда тайно по ночам уходил в Киев, чтобы спорить с иудеями о вере. Агиограф не сообщает читателям подробности и результаты этих споров.




Прп. Агапит Печерский. Реконструкция внешнего облика святого по его мощами по методу антрополога Герасимова

Новелла об Агапите-лечебнике  рассказывает о состязании инока, лечившего травами и силой молитвы, с профессиональным медиком – армянином-христианином, исповедующем ересь монофизитсства. Он мог по пульсу, внешнему виду и состоянию больного точно предсказать время его кончины. Кульминацией новеллы становится предсказание смерти самому Агапиту, но тут святой узнал о том, что врач является еретиком. Лекарь обещает уйти в монахи, если преподобный не умрет в предсказанное время. Нетрудно догадаться, что преподобный Агапит поправляется, а Православная Церковь обретает нового инока.

Патерик Печерский, в отличии от Жития Феодосия, очень интересно относится к смерти. Вряд ли найдется другой древнерусский агиографический текст, в котором смерть описана так реально и буднично, как например история о Марке Гробокопателе. Он выдалбливал в печерских пещерах места для захоронения иноков. Это была тяжелая работа, требовавшая больших усилий. Составители патерика отдельно упоминают о том, что преподобный Марк погребал братьев, не требуя никакого вознаграждения. В остальных обителях, а иногда и в Киево-Печерском монастыре забота о больных и покойных часто напрямую была связана с размером кошелька последних, о чем можно узнать и из текстов самого патерика. Преподобный Марк также умел воскрешать мертвых на непродолжительное время. Однажды по болезни он не успел приготовить могилу и попросил усопшего подождать сутки. Брат открыл глаза, сел, и день провел в оцепенении. После того, как святой закончил с обустройством места последнего упокоения, новопреставленный лег в могилу и окончательно умер.

Еще более поразительная история случилась с Афанасием Затворником, который воскрес из мертвых и много лет провел в полном молчании и затворе, лишь иногда призывая братьев к покаянию.

В истории о преподобном Пимене рассказывается о нерадивом иноке, которого исцелил святой в обмен на обещание ухода за ним (подвижник страдал тяжелым недугом, не мог ходить и страшно смердил). Исцеленный брат не выполнил своего обещания, и страдалец по нескольку дней оставался даже без воды. Заметим, что все происходило в общежительном монастыре, где было специальное помещение для старых и больных насельников, но тело праведника издавало столь неприятный запах, что никто не хотел ему помогать.

Прп. Нестор Летописец. Реконструкция внешнего облика по мощам святого

Если же перейти от житийной составляющей к исторической, то Киево-Печерский патерик представляет собой уникальный по своей сложности корпус текстов. С начала XV по XVII век от редакции в редакцию в него добавлялись новые тексты. Сперва было житие Феодосия Печерского, которое было изменено специально для патерика. В текст Нестора был добавлен эпизод о том, как умирающий святой просил Киевского князя Святослава взять монастырь под свое покровительство и оберегать его от посягательств церковных и светских властей. Во второй половине XV века эта вставка служила своеобразной охранной грамотой для обители, отстаивавшей свою независимость и право на самоуправление. 
В состав патерика также вошли и летописные тексты об основании Печерского монастыря и первых иноках этой обители. Они были взяты из Повести временных лет, и их автором является другой Нестор - летописец, чьи мощи до сих пор можно увидеть в пещерах. 
К началу XVII века в патерик были добавлены рассказы об иноках, взятые из Жития Феодосия Печерского и новое житие Антония Печерского, написанное взамен утраченного, а также рассказы об иноках, живших после XIII века.

Андрей ЗАЙЦЕВ