Почему пророк Иоанн Креститель проповедовал унижение Господне?

7 июля праздник Рождества честнаго пророка Иоанна Предтече, крестителя Господня. В церковной службе, посвященной этому празднику, есть слова, в которых говорится о том, что пророк проповедовал "Христово к человекам истощание". Что это значит? В чем здесь смысл для христиан? Отвечает священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ

Стихира глас 8
О, преславнаго чудесе!
Проповедавый Христово к человеком истощание
превыше показует всех Того гласом
и рождшия разрешает неплодие
силою Божественною
и Захариин язык.
О, великих Твоих чудес, Владыко!
Имиже, Христе,
спаси чтущия Твоего великаго Предтечу.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
О, необычайное чудо!
Провозгласивший к людям пришествие Христа и умаление
указывается, как всех высший, гласом Его
и разрешает силою Божественною
родившей бесплодие и Захарии язык.
О, великие Твои чудеса, Владыка!
Ими, Христе, спаси почитающих
Твоего великого Предтечу.

Истощание или умаление (по-гречески –кеносис) - это слово, стало богословским термином, и означает добровольное уничижение Сына Божьего. В послании апостола Павла читаем:  «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил (греч. экеносен – Ф. Л.) Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил 2:6–8). Этот фрагмент послания часто читается в храме на службах, посвященных Богородице.

Теперь вспомним слова стихиры: «Провозгласивший к людям пришествие Христа и умаление указывается, как всех высший, гласом Его…».

Здесь имеются в виду слова Иоанна Предтечи о Христе, и Христа о Предтече, приведенные в Евангелии: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин 1:29–30); – и слова Спасителя о Предтече: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11).

Не вдаваясь в богословские глубины, напомним: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). Кажется, нам, христианам, стоит почаще вспоминать эти слова нашего Учителя, когда нам начинает казаться, что на нас не так посмотрели или что нам кто-то что-то должен.  Христос говорит: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» – конечно, Царство, которое не от мира сего (Ин 18:36), не от мира, во зле лежащего (см. 1 Ин. 5:19). Накануне страданий, в последней беседе с учениками он вновь считает необходимым напомнить о важности служения – не господства и превосходства над другими, а служения – в том числе тем, кто ниже тебя в иерархической лестнице: «…если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:14–15). И, как мы знаем, Он действительно подал пример служения, пример самоумаления – и прошел свой путь до конца.

Подобный путь прошел и Предтеча. Проводя жизнь в течение многих лет в строжайшей аскезе (Мк 1:6), он засвидетельстовал верность проповедуемому им учению смертью мученика. Умалившись, как и Сын Божий, здесь, на земле, он стал поистине великим в Царстве Небесном. 

Пресс-служба Восточного викариатсва