Погребение Богородичной плащаницы в Иерусалиме происходит накануне праздника Успения
- Религиозное образование
- Прочитано 2759 раз
В праздник Успения Божией Матери в церквях совершают чин Погребения плащаницы Божией Матери. Откуда взялся этот чин?
Впервые чин погребения Божией Матери появился в Иерусалимской церкви в XV веке. Он и сейчас проводится в Иерусалиме, в месте, называемом Гефсимания, на предполагаемой гробнице Божией Матери. Служба походит на чин погребения Спасителя, на утрени Великой субботы. Особенность - чин погребения совершается накануне праздника Успения. 12 августа (по старому стилю) плащаница (вышитое изображение почившей Богородицы) с торжественной процессией переносится из храма, где она обычно хранится в гефсиманском подворье напротив входа в храм Воскресения (Гроба Господня), в Гефсиманию и кладется на место упокоения Божией Матери.
вот как описывает плащаницу А. А. Дмитриевский, побывавший летом 1898 года на празднестве в честь Успения Божией Матери в Иерусалиме: «Дни успенского поста, ближайшие к празднику Преображения и непосредственно следующие за ним до 12 числа августа, приковывают внимание богомольцев к убогой и маловместительной часовенке Гефсиманского подворья (метоха), находящегося внутри стен Иерусалима, против входных дверей, ведущих в храм Воскресения. Здесь обычно хранится плащаница с изображением Успения Пр. Богородицы, употребляемая сионскою церковью, при отправлении торжественного богослужения к праздник Успения. Плащаница эта представляет изображение Богоматери, на доске в аршин с четвертью или аршина полтора длины, перепоясанное серебряным свивальником, или погребальными пеленами от шеи до ног, обутых в серебряные сандалии. Открытое лицо Богоматери, написанное художественно, окружено нимбом, шитым золотом. Плащаница эта покоится здесь пред иконою Божией Матери Милостивой на особом одре, окруженном подсвечниками, на которых негасимо горят свечи, возжигаемые усердием богомольцев. Близ этой плащаницы служатся в описываемые дни параклисы-молебны и акафисты с утра до глубокой ночи, а в три часа по полудни совершается вечерня». А. А. Дмитриевский отмечает, что богато украшенная плащаница Богоматери, употребляемая во время успенских торжеств в Иерусалиме — «плод усердия графини А. А. Орловой-Чесменской».
Для славян этот чин перевели только в XIX веке. Но совершали его не везде. В России помолиться на Погребении можно было только в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. В Гефсиманском скиту праздновали не только Успение, но и Вознесение Божией Маетри. Праздновать такой праздник благословил насельников скита сам святитель Филарет, митрополит Московский. В наше время чин погребения Божией Матери весьма распространен и совершается во многих приходских храмах.
Праздник Успения по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом. Плащаница в центре храма, ладан, цветы, торжественные песнопения, многолюдье. И все это после продолжительного поста, который по уставу почти такой же строгий, как и Великий. Храм на Успение насыщен цветом, но не красным (как на Пасху), а голубым (это цвет богородичных праздников). Мы предстоим перед плащаницей, словно апостолы перед ложем Богородицы. Успение завершает праздничный богослужебный круг Церкви. Земная история словно бы заканчивается в конце лета. Осенью же, после церковного новолетия, все начнется сызнова Рождеством Пресвятой Богородицы. Богослужебные тексты праздника Успения были написаны св Иоанном Дамаскиным, св. Космой Майумским, св. Феофаном Начертанным, св. Германом, патр. Константинопольским.
Пресс-служба Восточного викариатства