Серафим Саровский: народный портрет

Художник арзамасской школы В. Е. Раев видел преподобного Серафима и сделал карандашный набросок его портрета в 30-х годах XIX столетия. Этот и другие "народные" портреты Серафима Саровского в галерее, посвященной дню памяти преподобного.

Несмотря на то что сам святой Серафим очень неохотно соглашался позировать художникам ему посвящено множество изображений от народных лубков до вышитой иконы, которую своими руками сделали великие княжны.

С момента кончины преп. Серафима Саровского, последовавшей 2 января 1833 года, до времени его канонизации в июле 1903 года прошло 70 лет. Однако, как это часто случается с наиболее чтимыми подвижниками, народное почитание саровского старца намного опередило его официальное причисление к лику святых.

Из-за этого множество изображений старца расходились по России, как осколки камня на котором он молился – еще задолго до появления канонических икон.

Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой?»
 

Подписи к изображениям:

1. Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

Живописный портрет кисти неизвестного художника. Традиционный, легко узнаваемый образ. Вероятно является копией прижизненного портрета. По иконографии близок к портрету 1831 года, который хранился в Казани, в семье Крупенниковых.

2. Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е – 1870-е годы. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым. Подобная иконография (сложенные руки) встречается и в других изображениях, облик же святого носит уникальный характер.

3. Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы. В. Е. Раев. Бумага, карандаш. ГТГ

Живой и характерный набросок портрета старца. Подпись «Серафим Саровский. Пустынножитель»

Из воспоминаний художника арзамасской школы Раева известно, что во время обучения он дважды бывал в Саровской пустыни, куда его вызвали написать портрет епархиального архиерея. Видел он и «самогó»: «Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные», — писал Раев.

4. Преподобный Серафим Саровский. 1840 год. Литография. ИЗО РГБ.

Преподобный Серафим одет в клобук с полумантией  и шубу с меховой опушкой, опирается на палку, в левой руке – четки.

Одно из первых литографических изображений святого. Вероятно на литографии воспроизведен прижизненный портрет старца, где он представлен идущим в «малую пустыньку».

5. В XIX веке сложилось несколько сюжетов из жизни преподобного, которые были повторены в самых разных литографиях и лубках. Один из них – «Стояние на камне».

Стиль рисунка и образ святого Серафима при этом у разных художников получался по разному.

6. Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1879 г.

Мастерская серафимо-Дивеевского монастыря. Е. Петрова. Литография. РГБ

Святой с медведем – это другой, наверное самый излюбленный сюжет.

7. Вот другое его воплощение - на этот раз в технике эмали на медной основе. Начало XX века. Хранится в ЦАК МДА.

Монохромность, элементы лубка, использованные в изображении, указывают на литографированный оригинал эмалевой иконы.

8. Семья Царственных страстотерпцев тесно связана с преподобным Серафимом Саровским.
Император Николай II принимал непосредственное участие в канонизации святого старца.
Подробнее об этом можно прочесть здесь.

В связи с участием царя в перенесении мощей преподобного Серафима в 1903 году был распространен соответствующий сюжет народных информационных лубков-литографий.

Перенесение святых мощей преподобного Серафима Саровского в Успенский собор Саровской пустыни 18 июля 1903 г. Мастерская Е. И. Фесенко. Одесса. Хромолитография. ИЗО РГБ.

В первом ряду несущих раку с мощами – император Николай II.

9. Крестный ход в Саровском монастыре со святыми мощами преподобного Серафима Саровского. 19 июля 1903 г. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Музей при храме святителя Митрофана Воронежского. Москва. Инв 94.

10. В завершение – вышитая дочерьми царя Николая II икона.

Преподобный Серафим Саровский в молении на камне. Начало XX века. Шитье. Иоанновский монастырь на Карповке. Санкт-Петербург.

Подпись «Сей святой образ вышит руками Великих Княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии».