Устюжское Благовещение: тайна воплощения Бога
- Религиозное образование
- Прочитано 1671 раз
Как разгадать символы на одной из самых древних русских икон – на Устюжском Благовещении. Почему на ней в небесах изображен Христос на троне, и Он же в виде Младенца на груди Пресвятой Девы и что значит пряжа в Ее руках, рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА.
«Устюжское Благовещение» (ГТГ, первая треть XII в.) — одна из самых древних русских икон — происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. Название иконы связано с тем, что ее празднование совпадает с днем памяти св. Прокопия Устюжского, чудеса которого также связаны с иконой Богородицы.
Образ отличается крупными размерами (238 Х 168), а также особым иконографическим изводом и глубиной богословской трактовки.
Фон иконы изначально был золотой, что символизирует сияние божественной славы. Архангел Гавриил жестом благословения передает Благую Весть Богоматери, которая изображена стоящей, а не сидящей, как бывает чаще на благовещенских иконах. Монументальность фигур и их статичность призваны подчеркнуть значительность события и его величие. Живопись иконы изыскана и красива по колориту. Архангел облачен в рыжевато-охряной хитон и зеленовато-голубоватый гиматий, золотой ассист переливается на его одежде, волосах и крыльях. На Богоматери синий хитон и темно-красный мафорий, украшенный золотой каймой.
Не сразу зритель замечает, что на груди Богоматери изображен Христос Эммануил, Он словно проступает сквозь ткань. Мария прикрывает Младенца рукой, как бы защищая от мира, в котором ждут Его страдания.
Вверху в синем полукруге также изображен Христос: Он восседает на престоле, окруженный пламенными серафимами и херувимами с золотыми рипидами. Крестчатый нимб и надпись «ICXC трьсвяты [в]ьтъхы д[ъ]неми» Ветхий Деньми» показывает, что это образ Христа, а не Бога-Отца, ибо согласно второй заповеди Декалога, Бог неизобразим.
Так, на иконе дважды представлен Христос: в небесах, в предвечном существовании, и на земле, воплощающийся через Богоматерь.
На тайну Боговоплощения указывает и моток пряжи, которую держит Богородица.
Согласно преданию, при посещении Архангелом Мария пряла пурпурную пряжу, из которой затем была соткана завеса для Иерусалимского Храма. И, как свидетельствует Евангелие, в момент смерти Спасителя на Кресте эта завеса разодралась сверху донизу. «Устюжское Благовещение» раскрывает нам смысл Боговоплощения — Бог становится Человеком для того, чтобы принести Себя в жертву за спасение мира.
Пресс-служба Восточного викариатства