О чем молчит весь мир в Великую субботу?

В богословии существует такой термин — пасхальное триденствие. Это Страстная Пятница, Великая Суббота и Светлое Христово Воскресение, поэтому Пасха в широком смысле это не один день, а три дня. Крестная и Воскресная Пасха объединенные . А Великая Суббота, которая находится между одной Пасхой и другой, в Триоди названа самым важным днем года. 

Великая Суббота — это день оплакивания Христа. Богослужение Великой субботы отчасти построено как плач. В то же время Великая суббота – день ожидания Воскресения Христова. О темах этого дня в Церкви рассказывает Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ.

День Великой Субботы Господь Иисус Христос телом Своим провел во гробе. И это дает основание для интереснейшей и глубочайшей богословской темы — темы Божественного покоя. И в текстах службы Великой Субботы она присутствует. Это параллель к событиям сотворения мира. Господь сотворил мир за 6 дней, а 7 день — субботу — Он провел в покое. В покое от дел творения. Он больше не совершал никаких творческих актов. Мир уже был сотворен, и Бог «почил от дел Своих». Седьмой день творения, в богословском смысле, идет до сих пор. Бог участвует в жизни мира только Своим Промыслом. Потом наступит восьмой день — это жизнь будущего века, после всеобщего воскресения. А Христос называется новым Адамом. То, что сделал Христос, это «новое творение». И когда Христос совершил дело искупления, совершил Своей смертью на Кресте, Он почил. Провел эту субботу в пещере Гроба, в полном покое. Эта параллель с сотворением мира явно проводится в богослужении Великой Субботы. 

Господь Телом Своим пребывал во Гробе, а душой Он спускался во ад. Господь спустился во ад и вывел оттуда души умерших праведников. То есть, Он «разрушил двери ада». Ведь ад — это место, где нет Бога. Сойдя во ад, Господь это место уничтожил. Сошествие Христа во ад - тоже тема богослужения Великой Субботы. 

Кроме того, Великая Суббота — это еще и Крещение. То самое, которого ждали оглашенные весь Великий пост. В древности оно происходило в Великую Субботу. За крещением следовала Крещальная литургия: Литургия Великой Субботы. Она должна была происходить поздним вечером (самая поздняя в году) и за ней вскоре вторая Литургия: Пасхальная - рано утром (самая ранняя в году). В нашей практике, к сожалению, Литургия Великой Субботы совершается слишком рано: в первой половине дня. 

На то, что эта Литургия была крещальной, указывает чтение пятнадцати паремий на вечерне Великой субботы. Для чего нужно было такое долгое чтение отрывков из Ветхого Завета на этой службе? Чтобы Патриарх успел совершить крещение оглашенных. А все верные в это время стояли в храме и слушали Писание, ожидая возвращения новокрещенных. Первое песнопение, которое слышали крещаемые по возвращении в храм: "Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся" — это в их честь до сих пор поется. Переоблачение в белые одежды в Великую субботу тоже происходит ради крещаемых: они возвращаются в храм в белых одеждах и вся Церковь вместе с ними переоблачается в белое. 

Великая Суббота наполнена воскресной радостью. По ходу службы эта радость динамично возрастает. Поется целый ряд воскресных песнопений. Их становится все больше и больше по ходу службы, и в конце они перерастают в саму Пасху. Это и понятно. Ведь на самом деле никто не знает, в какой момент Христос воскрес. Этого момента никто из христиан не видел. Когда жены мироносицы прибежали к пещере Гроба с первыми лучами солнца, они увидели, что Гроб пустой. Церковь не знает, когда это произошло, но она ждет этого каждую минуту. Момент начала Пасхи, когда распахиваются Царские Врата в храмах и звучит «Христос Воскресе из мертвых» - это не момент Воскресения, это момент, когда они увидели пустой Гроб, момент, когда Церковь узнала о Воскресении. Пасхальная радость вырастает из недр богослужения Великой Субботы, и это, может быть, самая впечатляющая из многочисленных тем этого дня.