4 ошибки помощи людям, пришедшим в храм в состоянии горя. Психолог Кризисного центра храма на Семеновской рассказал церковным социальным работникам ВАО о том, как их избежать

Некомпетентность, бестактность, невнимательность и формализм - вот четыре главных противника помощи людям, пришедшим в храм в кризисной ситуации. О том, как не дать этим причинам помешать помочь страдающему человеку, пошла речь на третьем заседании семинара для социальных работников храмов ВАО, которое состоялось 8 апреля. Семинар провел психолог Кризисного центра храма Воскресения Христова на Семеновской Михаил Хасьминский. 

Название семинара говорит само за себя: "Человек в кризисе пришел в храм, как помочь, поддержать, не допустить ошибок". 17 социальных рабоников из различных храмов викариатсва присутствовало на очередном заседании Семинара. Не секрет, что помогая своим подопечным, многие из них сталкиваются с их тяжелыми психологическими состояниями: это и потеря близких, и развод супругов и просто одиночество.
"К сожалению, в своем рассказе об обиде или о поисках виновного в горе, человек не всегда бывает объективен, - говорит психолог Кризисного центра Михаил. - Поэтому, выслушав подопечного, не рекомендую сразу  соглашаться с его оценкой происходящего". Главное, что ищут люди, приходя в храм в таком состоянии, это внимание прежде всего. Михаил предостерег социальных работников от поспешных сочувствий или быстрых решений: "Надо понимать границы своей компетентности".  Он привел в пример работу свешниц в храмах. Так как именно к ним впервые обращаются люди, пришедшие в храм в кризисной ситуации, то все, что им скажет свешница, воспринимается ими так, как если бы им сказали "в Церкви" вообще. И если свешница смертельно заболевшему человеку дала некомпетентное  обещание, что Бог исцелит его, если тот сделать то-то и то-то, то вина за "обман" падёт на свешницу, не почувствовшую границы своей компетентности. По его мнению, лучше всего, если в храме всегда будет на виду доступная литература, рассказывающая о том, как правильно помогать себе и другим в том или ином кризисном случае, а так же он рекомендует выввесить в доступном месте список интернет-ресурсов на эту тему, чтобы всегда можно было направить человека на поиск компетентной информации. "Конечно, это не значит, что мы отсылаем его от себя, надо обязательно человека внимательно выслушать, но и предложить ему самому разобраться в сложившейся ситуации тоже очень полезно".

Михаил рассказал о дефиците компетентных ресурсов, которые занимались бы помощью людям, находящимся в психологичском кризисе. По его словам это особенно касается проблемы суицида. "В этом вопросе вы всегда будете, как на минном поле. - Объяснил он. - Человек может быть в состоянии аффекта, может оказаться манипулятором, а может быть действительно шел к такому решению долго и сознательно. И вы никогда не сможете с полной уверенностью сказать, кто перед вами". Михаил представил социальным работникам интернет-портал помощи в таких случаях Пережить.ru. Он настоятельно рекомендовал в подобных случаях просить подопечного посмотреть материалы этого сайта.
Михаил так же рассказал о пяти стадиях принятия горя и о том, чего нельзя делать, если действительно хочешь утешить человека, а не усугубить его состояние. Шок, отрицание, агрессия, депрессия и принятие - вот этапы, которые горюющий человек обязательно должен пережить, чтобы начать жить дальше. Поэтому, считает Михаил, ни в ком случае нельзя запрещать человеку, находящемуся в состоянии переживания горя, изливать свои чувства. Нельзя запрещать плакать, или говорить "ну погоревал и будет, уже полгода прошло, сколько можно". У каждого человека, рассказал Михаил, переживание горя проходит очень индивидуально. А период депрессии может длиться, как минимум, год. "Такой срок часто оказывается связан с датами. Человек их помнит, и целый год как бы переживает их вновь, но уже без своего родного и близкого". Агрессия тоже закономерна, так как каждому человеку свойственно искать причину, постигшей утраты. Близким и друзьям часто приходится переживать обвинения. Но это проходит, если потерпеть. Михаил обратил внимание на то, что самый тяжелый вид арсессии - чувство собственной вины, агрессия, направленная на самого себя. Если человеку не дать пережить эти стадии принятия беды, или мешать их развитию, то он может "застрять" на каком-то этапе, и таким образом никогда не придет к принятию ситуации.

Лучшая помощь, по словам Михаила, это внимательно слушать, попытаться "влезть в шкуру" страдающего человека, быть искренним в своих чувствах, не скрывать их, держать за руку, и если потребуется, помочь найти правильную психолгическую помощь профессионалов. 

В заключении семинара Михаил предложил самим социальным работникам инициировать темы для дальнейших занятий. Это предложение все поддержали. Сразу поступили предложения поговорить с кризисным психологом о том, как помочь людям, узнавшим о том, что они смертельно больны, тем, у кого умерли дети и тем, кто переживает развод.

Пресс-служба Восточного викариаства Москвы