Диакон Иоанн Клименко: мы можем организовать школу трезвения при любом храме викариатства
- Социальное служение
- Прочитано 3910 раз
Преподаватели Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» готовы принять приглашение от храма, в котором не равнодушны к проблеме алкогольной зависимости, и организовать десятидневные занятия трезвенной школы прямо на приходе. О том, как и чем замаются в таких школах и почему перестать пить - не самый важный результат обучения, рассказывает диакон Иоанн Клименко, один из преподавателей братства.
- Отец Иоанн, как давно занимаетесь школами трезвения?
- Я занимаюсь трезвенной работой с 2006 года. За 7 лет практики у меня появился оптимизм, и он только растет. Я вижу, как может развиваться это служение в России.
Начинал я свою работу в светском трезвенном движении. Тогда, в 2006 году, я понял, что тот народ, который я люблю, который мне очень дорог, патриотом которого я являюсь, погибает и во многом из-за широко распространенной привычки к потреблению алкоголя и табака.
Понятно, что это не единственная проблема, но если считать по количеству смертей, то это самая острая беда современности. 400 тысяч смертей ежегодно из-за табака и примерно столько же – по вине алкоголя. Это примерно две тысячи человек каждый день! В других странах нет такой высокой смертности, как в России. Тогда я почувствовал это, как личную боль… Стал задумываться, как помочь человеку выбраться из этой беды, а главное – как не попасть в эту беду.
Я кандидат химических наук и работал в Институте органической химии РАН, был членом Совета молодых ученых этого института, преподавал химию в педагогическом университете на должности доцента. Все эти знания и опыт я применяю в своей работе.
¬-Люди могут подумать, что цель вашей работы – сделать так, чтобы человек бросил пить. Так ли это?
- Трезвенная работа заключается не в том, чтобы человек не пил, - это только первый этап и даже не самый сложный, если знать, как его выполнить. Главная работа начинается потом, когда нужно найти ответ на вопрос «зачем человек живет», помочь ему найти смысл жизни, прийти к Богу, стать другим. Иначе, одну страсть займет другая.
- Насколько важна роль семьи, друзей или родственников для избавления от зависимости?
- Большинство приходящих на наши занятия, это родственники, их роль очень важна. От их правильной позиции зависит три четверти успеха в лечении. Конечно, можно выздороветь и при отсутствии семьи или при ее неправильных действиях, но это намного сложнее. На встречах мы говорим о том, чего близкие делать не должны. Прежде всего, они не должны потворствовать пороку, то есть не выплачивать за алкоголика кредиты, не выгораживать его на работе, употребляют спиртное вместе с ним или в его присутствии.
Называя алкоголизм болезнью, мы имеем в виду болезнь души. Процентов пять приходится на болезнь тела, но остальное – болезнь души. Именно родные должны уметь различить где в человеке действует болезнь тела, а где болезнь души.
- Как проходят сами занятия?
- В нашем викариатсве есть храмы, в которых уже ведется трезвенная работа, например, регулярно служат молебны. Но через некоторое время люди, посещающие такие молебны, начинают задавать себе вопрос, что дальше? Наши занятия начинаются с короткой беседы с этими людьми. После молебна мы рассказываем о нашей школе и приглашаем на занятия в школу трезвения. Занятия в школе начинаются, когда набирается группа из двадцати человек. Обычно среди обучающихся мало алкоголезависимых, большинство – их родственники. Недавно мы закончили обучение в храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище, теперь при храме действует общество трезвости, куда можно обратиться за помощью (Измайловское шоссе, д.2, по понедельникам в 19ч)
- К вам может прийти любой человек?
Мы работаем с первой и второй стадией алкоголизма, с трезвыми на вид людьми, спрашиваем, какой у человека опыт молитвы (как правило, нулевой), рассказываем, как начать молиться о спасении своей души, о преодолении страсти, а далее говорим, что молитва не единственное средство нашего общения с Богом, есть Таинства Церкви, есть заповеди Божии. Об этом наши учащиеся, как правило, мало что знают. Эти темы мы кратко разбираем на наших встречах. Конечно, нельзя сказать, что к концу десятого занятия все строем идут на исповедь, но эти беседы дают очень мощный импульс человеку, меняют его отношение к проблеме, он понимает, что выход есть, и к нему надо идти. У большинства страждущих к концу занятий формируется желание жить трезво, это переломный момент их жизни. Мы встречаемся после занятий раз в неделю, полученные на встречах знания нужно преобразовать в навык борьбы со страстью. Физиологическая трезвость – это лишь первый, хотя и очень важный этап работы. Наша цель – стяжание добродетели трезвения, бодрствования на страже своего сердца.
- Вы на занятиях молитесь?
- Без Божией помощи невозможно преодолеть страсть. Всем новеньким мы говорим, что молитва - это первое дело. Вот человек приходит к нам на акафист. По окончании он слышит небольшую беседу на 5-10 минут, где мы говорим, что надо не только молиться, но и трудиться. Для многих это открытие. Я им говорю: «Вы просите Божией помощи, и Господь обязательно поможет». Но помощь будет тогда, когда сам человек начнет что-то делать сам начнет менять ситуацию и начнет в первую очередь с самого доступного – с изменения себя. Например, когда мы помогаем ребенку писать сочинение, мы не пишем сочинение за него, ведь он тогда ничему не научится. Мы сами должны трудиться, делать то, что в наших силах, а остальное оставить на волю Божию, в молитвах просить Его о помощи. На наших занятиях мы изучаем то, что сделать в наших силах и что мы сделать должны.
¬- Какие методики использует Церковь в работе со страждущими?
- Сейчас в Церкви широко применяются три модели трезвенной работы. Первая – это школы трезвости, соединяющие в себе дореволюционный опыт работы и советский опыт 70-х-80-х годов. Вторая – это семейные клубы трезвости, методика которую около 20 лет назад принес в нашу страну протоиерей Алексий Бабурин. Сейчас таких клубов в Москве уже около десятка, и за эти годы они себя очень хорошо зарекомендовали. В храме Воскресения Христова на Семеновской теперь каждый понедельник в 19 ч также проходят встречи такого семейного клуба трезвости. Есть и третья методика – это методика 12 шагов анонимных алкоголиков. Не так уж редко эти общины проводят свои встречи при Православных храмах, и если в результате таких встреч люди обретают трезвость и приходят к реальному Богу при содействии священников этих храмов, то это не может не радовать!
Чтобы пригласить в свой храм трезвенную школу, надо позвонить по телефону 89151131077 Диакону Иоанну.
Те, кто хочет больше узнать о трезвенной работе, о том, как можно реально помочь страждущим от алкогольной, табачной, наркотической зависимости можно порекомендовать сайт Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»