Плач о детях: от "поношения бесчадства" до психологии «CHILDFREE»
- Социальное служение
- Прочитано 2010 раз
Родители Пресвятой Богородицы, иоаким и Анна долго плакали о том, что не имеют детей, что Господь не снимает с них "поношение безчадства". Почему же теперь поносят именно многодетных родителей, в норму жизни вошло детоубийство, а ещё одна идеология — childfree — становится всё более популярной? На эти и другие вопросы отвечают многодетные священники Олег Булычев и Филипп Ильяшенко, а также матушка Елена Фетисова на портале Православие.Ru
«Безумие в наше время стало нормой»
Священник Олег Булычев, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Бетлица (Калужская митрополия):
— Богоотцы Иоаким и Анна — идеальный пример для подражания всем семейным парам. Свое Дитя они вымолили и выстрадали, вложили все свое благочестие, силы и душу в его воспитание. По детям можно судить и об их родителях. Их дочь стала Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов. Поэтому свв. Иоаким и Анна в совершенстве исполнили предназначение каждого родителя — воспитать дитя для Бога, для вечной жизни.
Дети как были благословением Божиим в древности, таким благословением они остаются и в наше время. И не важно, как смотрит на это суетный мир. Ведь союз мужчины и женщины — это Божественное установление. Также «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28) есть Божия заповедь и благословение. Отсюда вывод, что чем больше детей в семье, тем больше Господь этой семье благоволит и о ней заботится. Хотя главное в отношении детей — это не количество, а качество воспитания. Можно иметь много детей, но сделать из них безбожников, людей порочных — тому немало примеров в истории. А Иоаким и Анна угодили Богу, вымолив и воспитав единственную Дочь, Которая стала Заступницей пред Богом за весь род человеческий.
По слову апостола Павла, жена «спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим., 2:15). Рожают многие и даже помногу, но многие ли пребывают в вере? Спасается женщина через деторождение, если этих детей приучает к почитанию Закона Божия и приобщает к нравам христианским. Таковых матерей в наше время совсем немного.
Вырождение такого явления как семья в наше время напрямую связано с отступлением от законов Творца, с забвением Самого Бога. Бог есть учредитель семьи. А значит, во главе семьи, как малой церкви, должен стоять Христос. Если в семье не знают Его, не руководствуются Его заповедями, эта семья неполноценна и не имеет Божьего благословения. Таковой союз мужчины и женщины можно сравнить с домом, построенным на песке (Мф., 7:26), или с сухой веткой. Как показывает действительность, подобные семьи зачастую не выдерживают и первого небольшого испытания. Мы видим, с какой легкостью люди в наше время сходятся и расходятся.
Понятие о ценности крепких брачных узах у большинства людей отсутствует. Мало кто связывает идею семьи с Богом. Отсюда у людей так мало ответственности и серьезности в момент принятия важного решения о создании семьи. А уж истину о том, что брак по природе нерасторжим, и вовсе высмеивают. Как правило, в подобных семьях многодетность презирается и категорически не приемлется. Семьи эти частенько напоминают вертеп разбойников, в котором находит себе прибежище любая гнусность и преступление: детоубийства во чреве, взаимные измены, побои детей и т.п.
Если люди не хотят знать Бога, то к ним приходят демоны, которые приносят с собой ложь и всякое обольщение. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что в последние времена человечество увлечется необычайным вещественным развитием. Наше поколение его предсказание может наблюдать воочию. Большая часть человечества обольщена демонами. Пожелания плоти превознесены на пьедестал. На союз мужчины и женщины смотрят только как на источник удовольствия. Поэтому даже дети стали помехой для таких псевдосемей. Во многих странах появляются целые движения и организации, пропагандирующие семейную жизнь без детей.
Оно и понятно. Ведь настоящая семья есть лекарство от эгоизма. Через воспитание детей мы легко обнаруживаем в себе многие душевные язвы. Настоящая семья, как правило, многодетна и требует ежедневного тяжелого самоотверженного труда. Такая семья, семья во Христе, чужда современному миру, она им отвергается как ненормальная.
Смеясь над безумием многодетных пар, мир не замечает, что безумием как раз болен он сам. Диагноз произнес ему в свое время еще пророк Давид: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”« (Пс. 52:2). Над Ноем тоже смеялись как над безумцем, но в итоге житейский плотской прагматизм, прогневавший Бога, погиб в водах потопа. Только сойдя во ад, смеявшиеся над праведником поняли, кто на самом деле был безумен.
Безумие и в наше время стало нормой, к нему постепенно привыкают. Ведь отношение большинства современных людей к абортам, блуду и содомии, с одной стороны, а также к Богу и Его Церкви, с другой, — настоящее безумие по меркам наших предков, живших ещё 150 лет назад. Деградирует не только институт семьи, но и весь мир.
Мир же, для которого истинная норма, т.е. жизнь во Христе, является безумием, долго не продержится. И пока он пропагандирует пространный широкий путь, путь без скорбей и помех, путь доступных и легких удовольствий, путь, ведущий в погибель (Мф., 7:13), задача здравомыслящих людей защитить и сохранить нравственно здоровую семью. Ибо только совестливые отец и мать могут научить ребенка умению жертвовать собой ради ближнего, терпеть скорби, сделают его способным выбрать «узкий путь, ведущий в жизнь» (Мф., 7:14).
«Для верующего человека появление ребенка — это осязаемое действие Бога в его жизни»
— С практической точки зрения время многодетных действительно прошло. Мы не монаршие особы, которым нужно много наследников мужского пола, мы не купцы и не крестьяне, которым нужны рабочие руки, помощники по хозяйству и опора в старости. Наши дети теперь не столько помощники, сколько основная «статья расходов». И даже «инвестировать» в детей не слишком-то удается: кто знает, кем еще они в итоге вырастут, чем «отплатят» своим родителям. В общем, это все широко известные аргументы.
Смешным было бы утверждение, что много детей поднять на ноги стало труднее — ни одно время не было столь комфортным и изобретательным на новые и новые «гаджеты», облегчающие материнство. Разве что мы лишены в городах такого блага, как безопасная придомовая территория, на которой дети могли бы резвиться, дышать свежим воздухом, общаться и высвобождать таким образом часть родительского времени. Хотя и этот вопрос во многих городских кварталах уже бывает неплохо решен. Мы не имеем реального повода сказать, что рожать детей в наше время стало труднее — это именно что просто невыгодно.
Остаются умозрительные, идеальные причины. Думаю, большинство современных многодетных семей руководствуется именно «идеальными» мотивами. Такие мотивы были и раньше, а сейчас остались только они. Кстати, я думаю, что число таких «сознательных» многодетных не слишком отличается от того, что было «давеча». Нам привычно сравнивать «наше время» с былым, сетуя, что тогда и трава была зеленее, а люди благочестивее… Все-таки по существу человек не слишком меняется, и немощи его не новы. Ещё Толстой в «Крейцеровой сонате» описывал, как уже в «те времена» в образованной среде появилась мода меньше рожать. Теперь многодетность окончательно перестала быть выгодной, изменился фактор общественного мнения (раньше не родить было делом постыдным, и потому рожали даже те, кого дети не слишком-то сами по себе и интересовали) — и вот изменилась численность семьи, остались многодетными лишь те, для кого важны не только выгода и общественное одобрение.
Часть современных многодетных семей — это семьи религиозные, но есть и те, кто просто любит детей и искренне радуется возможности жить большой и шумной семьей. Когда мы говорим про религиозное обоснование деторождения, у людей со стороны как-то сразу возникает желание пожалеть нас, «бедненьких» за наше «примитивное» богословие. Почему-то многие считают, что многодетность зиждется лишь на повелении Бога Адаму и Еве: «плодитесь и размножайтесь». И всегда находятся те, кто скажет: «Ребята, да мы же тоже не против этой заповеди — просто вы «плодитесь» только количественно, а мы — качественно. У нас в семье есть только один Петенька, зато какой всесторонне развитый мальчик!»
Но в том-то и дело, что религиозное сознание вовсе не так узко воспринимает многодетность: надо скорее родить, и чтобы было всех побольше! Для верующего человека появление ребенка — это непосредственное, очень конкретное и осязаемое действие Бога в его жизни, новый поворот, новая задача, новое чудо. Именно поэтому мы воспринимаем многодетность как проявление веры — ведь в этом действительно выражается вера, доверие Богу, готовность принять из его рук новое послушание в надежде на дальнейшую помощь Божию в исполнении этого послушания.
Вот здесь, наверное, можно немного попричитать про «теперича не то, что давеча». Все-таки именно принимать, доверять, отдавать главенство в собственной жизни Кому-то, кроме себя, современный человек умеет хуже своих предков. Предки жили, окруженные смертью. Даже в переписке августейших особ невероятно часты упоминания о безвременных смертях в кругу родственников. Умирали от родов, простуды, кори, пореза на пальце, легкого огнестрельного ранения — от всего того, что теперь в 99% случаев успешно лечится и в захолустной районной больнице. Это смиряло. Иллюзий о том, что ты можешь все-все в своей жизни распланировать на годы вперед, было меньше… Было легче принять вмешательство Промысла в жизнь. Дитя — так дитя. Еще двое? Ну, еще двое. Еще? И слава Богу! Сейчас людям кажется, что у них в руках ключи от всех вариантов счастья, и они вольны построить свой вариант исключительно по собственному проекту….
А еще доверие как основа чадородия должно быть не только к Богу, но и к спутнику жизни. Понятно, что, не доверяя даже Богу, современный человек тем более не может доверить свою жизнь «какому-то там мужу». Кто его, скажут, знает: сегодня муж есть, а завтра к другой уйдет — и что мне делать с пятью детьми? На это можно отвечать долго, но хочется сказать лишь одно. Трудно, наверное, жить с человеком и, простите, делить с ним ложе, считая его в глубине души потенциальным предателем, потенциально чужим. Это грех против любви — и прививка против счастья, какими бы красивыми иллюзиями ни тешила себя та женщина, которая не желает вынуть камень из-за пазухи.
«Дети — это награда семейной жизни»
— Древние представители израильского народа считали, что спасется тот, кто доживет до прихода Мессии. Но жизнь человека конечна, и древние верили в то, что их жизнь можно продолжить в детях. Люди, не имевшие детей, считались недостойными благодати Божией. Соответственно цель всякого человека в те времена была одна — вступить в брак с целью рождения детей. Но не нужно думать, что цель брака — это рождение детей, потому что дети — это награда семейной жизни.
Надо сказать, что в современном обществе христианское представление о браке фактически отошло в прошлое. В современно мире люди, даже если любят друг друга, не стремятся рано создавать семьи. В лучше случае они считают, что сначала надо найти хорошую работу, получить большую зарплату, объездить весь мир и только потом, когда пришло пресыщение этой жизнью, когда человеку стало скучно и хочется семейного тепла и спокойствия, только тогда они задумываются о детях. В худшем случае люди будут придерживаться идеологии чайлдфри, которая говорит: «зачем тебе обуза, когда ты спокойно и в достатке можешь прожить всю жизнь?» Парадокс заключается в том, что, когда людям предлагают материальную помощь, чтобы они дали жизнь своему ребенку, люди от этой помощи отказываются и просто губят и своих детей и свои души.
Если основная ценность нашей жизни — это деньги, достижение материального и бытового комфорта, то в этом случае дети всегда будут преградой на пути к получению неких удовольствий. В современном мире дети стоят, может быть, и не на последнем, но на весьма удаленном месте в «списке» радостей жизни современного человека. И это удручающий показатель ценностной шкалы нашего общества.В молодых людях нужно воспитывать принципиально иное отношение к браку
Поэтому, на мой взгляд, в молодых людях нужно воспитывать принципиально иное отношение к браку, к семье, а также к любви как к высшему чувству. Молодым людям нужно учиться любить. А это значит, не ждать счастья для себя, а пытаться его дать другим: мужу, жене, своему ребенку, родителям, тогда счастливыми будут не только родные, но и сам человек.