Паруса для первой Российской флотилии шили на Стромынке

Россия была большой, но сухопутной державой до 27 июля(7 августа) 1714 года, когда, в день памяти святого Пантелеимона, молодой русский флот одержал первую в истории России морскую победу при мысе Гангут. Чем изрядно досадил шведам. А теперь представьте себе, что весь русский флот вышел из Измайлова, которое стало его колыбелью.

Пруд на благо отчизны

Село Измайлово с 1640 года принадлежало боярину царского рода, Никите Ивановичу Романову. Хозяйствовал этот боярин в своем поместье с присущим ему романовским размахом и основательностью. Раз вокруг села полно озерков и речушек - значит, нужен боярину корабль. Корабль не корабль, а английский ботик «святой Николай», сделанный английским корабельным мастером  был построен. По другим источникам ботик был выписан прямо из Англии. Около 40 лет ждал бот своего звездного часа. В мае 1688 года Петр Iнашел в амбаре старого Льняного двора поместья Измайлово английское судно, которому было суждено стать "дедушкой русского флота". В предисловии к "Морскому уставу" сам Петр рассказывает об этом так: «...Случилось нам быть в Измайлове на Льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил встреченного Франца (Тиммермана), что это за судно. Он сказал, что это бот английский. Я спросил, где его употребляют. Он сказал, что при кораблях для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими суднами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветра; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно. Потом я его паки спросил: есть ли такой человек, который бы его починили и сей ход мне показал. Он сказал мне, что есть. То я с великою радостью сие услышал, велел его сыскать. И вышереченный Франц сыскал голландца Карштен Бранта, который призван при отце моём в компании морских людей для делания морских судов на Каспийское море, который оный бот починил и сделал машт и парусы и на Яузе при мне лавировал, что мне паче удивительно и зело любо стало».

Теперь этот ботик храниться в Петербурге. Что ж, где ему и быть как не в городе Петра, построенном на берегу морского залива. Но мы будем помнить, что впервые он был спущен на воду в Измайловских прудах. Маленькая флотилия Петра росла, и ей стало тесно в Измайловском пруду и Яузе. Тогда царевичу предложили перенести флот на Белое озеро в усадьбу Телепневых, нынешний район Косино. Там и была устроена верфь на восточном берегу озера. Петр даже хотел здесь устроить школу для обучения морскому делу, но впоследствии  флот переместился Плещеево озеро в город Переславль-Залесский. В 1717 году 20 июня (3 июля) царь Петр  Первый  вновь посетил Косино и в благодарность за усердную службу подарил сельчанам в местный храм итальянскую икону Божьей Матери из города Модена, которая и сейчас находится в Успенском храме Косино и почитается как чудотворная.

Память о море

Для постройки российского флота нужно было много леса, металла, много пеньки и льна. Из корабельных сосен делали сам корабль, из металла якоря и пушки, из пеньки делали крепкие канаты,   а изо льна  паруса. Что бы российская флотилия была быстроходна и маневренна, надо было выткать  много парусов. Где же было построить Петру парусную фабрику как не на берегах родной Яузы? Вокруг фабрики на первом берегу Яузы недалеко от Сокольников, очень быстро образовалась Матросская слобода. В 1700 году Петр посетил фабрику и заявил: «Завод мне зело нравный». В 1720 году на фабрике было 330 ткацких станов и более тысячи рабочих – это была крупнейшая текстильная мануфактура того времени, выпускавшая уже не одну парусину, но и льняное «голландское» и «фламское» полотно и даже салфетки. Одно здание фабрики сохранилось до сих пор. Оно находится на углу ул. Стромынка и ул. Матросская тишина.

Почему "тишина"?

В 1771 году фабрику перевели по распоряжению Екатерины II в Новгород. В 1775 году Екатерина, «желая, чтоб престольный наш город Москва был снабжен всеми нужными и полезными заведениями», решила основать в зданиях бывшей фабрики богадельню. Екатерининский богаделенный дом, должен был заменить сразу 82 старинные приходские богадельни Москвы. Так как в доме поселили в основном старых и пораненных в боях ветеранов матросов, высочайше было приказано запретить повозкам и каретам проезжать по улице под окнами богадельни, чтобы грохот повозок им не мешал отдыхать. Отсюда и пошло название одной из улиц, на которую выходят корпуса Екатерининской богадельни – улица Матросская тишина. Богадельня в этих постройках существовала много лет. Даже после революции тут был инвалидный дом имени Радищева. В начале 1930-ых все переменилось, и помещение было отдано под студенческий городок. В интерьерах богадельни, занятой ныне учебным заведением, сохраняются редкие по нынешним временам фрагменты убранства XIX века – чугунные колонны, лестницы.


ул. Стромынка д.20 Сохранившийся корпус Екатерининского богадельного дома

Память о морской истории Восточного округа навсегда осталась на его гербе, где на одном из трех полей на синем фоне изображен якорь. Традиции на то и традиции, потому что они передаются по наследству. В современном  Новогиреево, на улице Перовской, при храме, посвященном памяти святого русского адмирала Феодора Ушакова, существует Морской детский клуб,в котором действует Судомодельный кружок. На Перовском пруду возле храма, точно так же как 300 лет тому назад, ровесники молодого царя спускают на воду свои яхты и надеются на попутный ветер.


Занятия судомедельного кружка на Перовском пруду в Новогиреево

Анна Петрова