Купец села Преображенское построил богадельню, чтобы остановить чуму

Преображенский богадельный дом основал купец-старообрядец во время эпидемии чумы в Москве. При Советской власти каменные здания молелен были переданы под конторы различным организациям. Сегодня, глядя на обветшалые строения по адресу Преображенский вал, 17, мало кто поверит, что находится посреди центра благотворительности, каким более века была Преображенская богадельня. Как организована была жизнь в богоугодном заведении того времени?

В 1771 году в Москве разразилась чума. Народ побежал из города. Нависла угроза распространения инфекции. Правительство не справлялось своими силами и обратились к купеческому сословию за помощью. Купцы-старообрядцы села Преображенского начали основывать карантины и кладбища за Рогожской и Преображенской заставами.
История Преображенской богадельни началась с того, что старообрядец И. А. Ковылин арендовал у крестьян соседнего села [Черкизова] землю, где построил несколько зданий и организовал приют и больницу. Молва о человеколюбивом заведении быстро распространилась, и в Преображенское начал стекаться несчастный люд. Здесь собрались старообрядцы-федосеевцы, которые, оказывая помощь больным, вели активную работу по обращению людей в свою веру.

Они говорили, что все бедствия происходят от никонианской веры и Бог карает за отступничество от истинного православия. Здесь же было налажено перекрещивание, для чего установлены чаны с водой. Принявшим веру предлагалось посвятить все свое имущество Богу, то есть общине. Брак расторгался — безбрачие было обязательным условием. В результате бывший карантин скоро превратился в богатую обитель старообрядцев беспоповского толка федосеевского согласия.

Ковылин принимает меры к расширению построек карантина и превращению его в центр федосеевского движения всей России, чему способствовал манифест от 15 октября 1801 года, предоставивший некоторые свободы представителям различных вероисповеданий. В 1808 году старообрядцы обратились к императору Александру I с просьбой о наименовании построек на Преображенском кладбище богадельным домом. Такие дома в то время были распространены по всей России. В них на средства религиозных организаций и пожертвования граждан содержались увечные воины, калеки, старики и дети-сироты. Помощь богадельне среди православных считалась богоугодным делом, высшим проявлением человеколюбия.

Разрешение было получено в 1809 году, и вскоре Преображенский богадельный дом становится одним из самых крупных благотворительных заведений в Москве. В нем «призревалось» свыше 500 взрослых и около 200 осиротевших и незаконнорожденных детей [рожденных, предположительно от самих же безбрачных старообрядцев - федосеевцев].

О том, что представляли собой богадельни и их обитатели в тот период, свидетельствует содержание письма. В нем, в частности, говорилось:

«37-й год кладбище, богадельни и больницы существуют. Давность времени довела строения богаделен и больниц до совершенной ветхости, и общество, предусматривая неминуемое падение их, сострадая о сиротстве и убожестве лишающихся спокойного и надежного пристанища, возревновав усердием о толико богоугодном деле, составило добровольную складную сумму и, с дозволения местного начальства, построило вновь каменные богадельни и больницы, в двух отделениях расположенные, употребя на оное капиталу до 200 тысяч рублей.

Из сих отделений первое заключает престарелых мужского пола [мужская обитель], в средине оного воздвигнуто здание для повседневного приношения молитв, и о двух жилых корпусах на помещении богадельных жительством, при нем общественная трапеза о двух жильях с двумя приспешнями, шесть корпусов деревянных призрению и успокоению болящих и увечных, не только из водворенных туда навсегда, но и приходящих в Москву временно, разных мастеровых, родства не имеющих, как-то: каменщиков, штукатуров, плотников и других им подобных... Оное отделение обнесено каменною стеною, длиною 100, шириной 56 сажен, в высоту 7,5 аршина, по углам 4 башни.

Второе отделение вмещает женский пол и малолетних сирот обоего пола [женская обитель], и оное кругом также обнесено каменною стеною длиной 113, шириной 65 сажен, в вышину 7 аршин, по углам тоже 4 башни. В середине 5 корпусов каменных о двух жильях, из коих 3 занимают престарелые и увечные, а 4-й больные и движения не имущие, в 5-м воспитываются малолетние с отделением мужска от женска пола особо. При каждом корпусе особый покой для вседневного приношения молитвы Всемогущему Богу, а на помещение годового запаса выстроены кладовые, амбары, погреба, кухни и все нужное...»

Однако старообрядческая направленность богадельни беспокоила московские власти. В 1874 году для «устроения порядка, соблюдаемого в других богоугодных заведениях», ее попечителем был назначен граф Строганов. А в 1853 году богадельня подчиняется Совету Императорского Человеколюбивого общества, еще 12 лет спустя [мужская] часть ее территории отошла к вновь организованному Никольскому единоверческому монастырю. Но и после этого Преображенская богадельня [в женской обители] продолжала функционировать, представляя собой достаточно внушительное по размерам заведение.

В 1907 году И. К. Быковский писал о ней: «Знаменитое в истории старообрядчества, не приемлющего священства, Общество... владеет Преображенским богадельным домом с 7 церквами и кладбищем, расположенным у Преображенской заставы, в живописной местности, близ реки Яузы на возвышенном месте. Основанное в 1771 году, оно занимает обширную квадратную площадь 29 десятин... обнесенные каменною стеною, а по углам которой устроены башни в псевдо-русском стиле... напоминают старый Кремль, ... имеют красивый вид и производят впечатление монастырской обители...».

Установление советской власти положило конец существованию Преображенской богадельни. С 1919 года туда начали вселять посторонних лиц, вытесняя ее истинных обитателей [старообрядцев].

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы
По материалам сайта  http://www.pavel-prusskiy.ru/lib/preob_veka.html