Почему на Пасху красят яйца?
- Воскресные школы
- Прочитано 2239 раз
Красное яйцо стало главным атрибутом пасхального стола, но о происхождении этого обычая существуют разные версии.
Сама известная из них связана с Марией Магдалиной. По преданию, вскоре после распятия и воскресения Христа святая попала в Рим и поднесла яйцо императору Тиберию со словами: «Христос Воскрес». Цезарь засомневался в том, что человек может воскреснуть, и произнес: «Яйцо не может покраснеть, человек не может избежать смерти». В тот же момент яйцо, бывшее в руках у императора, изменило свой цвет.
В житии Марии Магдалины, которое изложено в Четьи-Минеях по Димитрию Ростовскому, рассказывается о том, что святая подарила римскому императору красное яйцо и произнесла большую проповедь о воскресении Христовом.
И та, и другая версии, скорее всего, являются апокрифами. Конечно, у римлян существовал обычай обмениваться подарками, и простые люди могли подарить императору яйцо, но представить себе, что цезарь выслушивает долгую речь простолюдина просто невозможно. Кроме того, первые упоминания античных историков о Христе относятся ко времени более позднему – к эпохе Нерона, а первое пространная дискуссия, связанная с отношением римской власти к христианам относится к началу II века. Речь идет о переписке Плиния Младшего с императором Траяном.
Еще один апокриф связывает появление крашеных яиц с самой Богородицей, которая якобы расписывала их для своего Сына, любившего играть с ними. Достоверность этих сведений также весьма сомнительна, поскольку канонические Евангелия не дают подробных сведений о детстве Христа.
Наконец, существует легенда о том, что обычай красить яйца изначально не имел отношения ко Христу и связан с чудесным предзнаменованием в день рождения императора Марка Аврелия, когда курица снесла яйцо с красными крапинками. Произошло это уже во II веке нашей эры. Сперва римляне стали красить яйца как знак доброго предзнаменования, а уж потом этот обычай переняли христиане.
Существует еще версия о том, что яйцо покраснело, а жареная курица ожила во время трапезы иудеев, которые не поверили в Воскресение Христово.
Есть еще мнение о том, что крестьяне стали красить яйца, чтобы сохранить их на время Великого поста.
Если же обратиться от легенд к историческим документам, то первое свидетельство использования яиц как важного элемента пасхальной трапезы можно найти в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии (Фессалоники, Греция). В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братий, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе!".
Интересно, что в константинопольском "Номоканоне Фотия" (XIII век) говорится о том, что игумен может наказать монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится преданиям.
На Руси времен царя Алексея Михайловича уже был широко распространен обычай христосоваться на Пасху. В исторических документах можно найти сведения о том, что для этих целей в царском дворе было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные.
Если обратиться к временам более близким, то вот свидетельство Ивана Шмелева из книги «Лето Господне»: «Отец, нарядный, посвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни, гусем. Встряхивают волосами, вытирают кулаком усы и лобызаются по три раза. "Христос Воскресе!", "Воистину Воскресе"... "Со Светлым Праздничком"... Получают яйцо и отходят в сени. Долго тянутся - плотники, народ русый, маляры - посуше, порыжее..., плотогоны - широкие крепыши... тяжелые землекопы-меленковцы, ловкачи - каменщики, кровельщики, водоливы, кочегары...».Видно, что пасхальное яйцо стало еще и символом равенства всех людей в пасхальной радости, независимо от «чинов и званий».
Пасха. Худ. Мохов Михаил Андреевич. 1842 г.
Кстати, о яйце. Крашеное или обычное, оно с древности было символом жизни и надежды. Так что мы, христиане, на Пасху будем обмениваться одним из самых главных символов человеческой цивилизации. Ведь как говорили римляне, начинать надо Ab ovo, то есть от яйца
Андрей Зайцев