В Знаменской церкви в Перово тайно венчалась императрица Елизавета

На самом краю обычной улицы на восточной окраине Москвы, почти у проезжей части стоит маленькая белая церковь – настолько крохотная, что так и хочется назвать её часовней… Вероятно, именно она является свидетельницей великого события в жизни русской императрицы. http://www.loyalroyal.me/

Земля в Перово всегда была привлекательна для охотников: местные леса славились дичью, также здесь щипали перо – вероятно, отсюда и возникло название края. Богатые владения не раз переходили от одного аристократического рода к другому. В конце XVII века хозяином этих земель стал князь Пётр Алексеевич Голицын – известный деятель эпохи Петра I, успевший за свою долгую жизнь побывать и послом в Вене, и рижским губернатором, и президентом Коммерц-коллегии. Именно при нём и на его средства в Перово была создана каменная церковь иконы Божией Матери «Знамение».

Взгляды хозяина усадьбы и его связь с Европой наложили отпечаток на облик храма: законченный к 1708 году, он получил пышное барочное убранство. Восьмилепестковая в плане церковь, выступы которой ориентированы по сторонам света, обильно украшена тончайшей белокаменной резьбой, изображающей цветы, листья, плоды и херувимов. По мнению исследователей, создателем этого шедевра был ученик швейцарского архитектора Бернини – Никодим Тессин-младший.

Однако не князь Голицын обеспечил Знаменской церкви место в истории. В 1744 году Перово перешло к графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. К тому моменту он уже был кавалером ордена Андрея Первозванного, обер-егермейстером и обладателем многих других государственных чинов и титулов. Начиналась же его жизнь абсолютно иначе: будущий граф родился в семье простого казака Григория Розума в Черниговской губернии и ничем особенным не отличался от своих сверстников, кроме хорошего голоса, позволявшего ему петь в местной церкви. Здесь его, согласно легенде, и приметил полковник Вишневский, увезший молодого человека в Петербург для определения в Придворный хор.

В столице состоялось знакомство Алексея Григорьевича с цесаревной Елизаветой, в результате которого он скоро перешёл в штат её двора, а ещё через некоторое время цесаревна в своих письмах стала величать его «друг нелицемерный». Всё это не могло не отразиться на его положении: Алексей Григорьевич стал желанным гостем в знатных домах Петербурга, его помощи и заступничества искали многие. С воцарением Елизаветы Петровны его статус взлетел ещё выше.

Граф Алексей Григориевич Разумовский

 Граф Алексей Григориевич Разумовский

Императрица не хотела, чтобы её отношения с фаворитом оставались без церковного благословения, и пошла на заключение тайного брака. Согласно преданию, именно в Знаменской церкви в Перово в 1742 году Елизавета обвенчалась с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Ещё через два года вся усадьба перешла в его руки. Украинское происхождение тайного супруга императрицы повлияло на быт императорского двора: в штате значилась «малороссиянка-воспевальница», увеличилось число певчих, появились бандуристы, в меню были вписаны малороссийские блюда (в частности, борщ). Несмотря на своё возвышение, граф Алексей Григорьевич, по воспоминаниям современников, до конца своих дней сохранял добрый, скромный и бесхитростный нрав, в политику и придворные интриги не вмешивался.

Герб графа А.Г. Разумовского

 

Герб графа А. Г. Разумовского

Со временем усадьба в Перово приобрела пышный облик: императрица пригласила самого Бартоломео Растрелли, который выстроил для графа Разумовского богатый дворец с пейзажным парком, фонтанами, беседками, аллеями. Елизавета Петровна проводила здесь долгое время, путешествуя также в свою усадьбу Измайлово.

Так как брак был морганатический, то его надлежало хранить в тайне. Поэтому сам факт венчания был скрыт и породил множество легенд и предположений. Сегодня отделить правду от вымысла весьма трудно, но связь Перово с этими событиями весьма устойчивая. Не случайно императрица Елизавета делала в Знаменскую церковь уникальные пожертвования: до революции в его ризнице хранилась дорогая утварь и пожалованные императрицей облачения, а также собственноручно ею сшитые воздýхи (особые платы для православного богослужения), украшенные золотом и жемчугом. Сам же граф Алексей Григорьевич, согласно преданию, хранил некие бумаги, проливавшие свет на историю его взаимоотношений с Елизаветой Петровной, но после её смерти предпочёл их сжечь.

Усадьба в Перово план

Ф. Б. Растрелли. Усадьба Перово. Проект дворца.

К сожалению, время оказалось безжалостно к прекрасной усадьбе в Перово: дворец вместе с другими постройками был впоследствии разобран – на его месте теперь стоит кинотеатр. Сегодня от дивного елизаветинского ансамбля остался только усадебный пруд и изрядно заросший парк, несколько деревьев которого помнят времена Разумовского. Чудом уцелел и храм: лишившись колокольни и придела, он всё же сохранился в ХХ веке, хотя и оказался разграблен и закрыт. Лишь в 2000 году церковь Знамения в Перово распахнула свои двери и снова стала действующей. Теперь мы вновь можем посетить храм, возможно, хранящий главную тайну жизни императрицы Елизаветы.

Официально детей у Алексея Григорьевича не было (не считая легендарной княжны Таракановой, чей образ привлекал внимание многих писателей и стал центральным для целого ряда исторических романов и картин). Но графский род Разумовских на нём не угас – династию продолжил брат Алексея Григорьевича, добившийся не меньших успехов.