Илиинские прихожане обсудили проекты документов Межсоборного Присутствия

19 октября 2013 года священнослужители и прихожане храма пророка Илии в Черкизове обсудили проекты пяти документов Межсоборного Присутствия, направленных в сентябре 2013 года в общецерковную дискуссию.

О проведении собрания прихожане были оповещены заранее: священниками после богослужений в течение недели, посредством сайта храма и объявлений, развешанных на прихрамовой территории и на дверях храма. Встреча в исторической резиденции Московских митрополитов под руководством настоятеля Илиинского прихода архимандрита Саввы (Тутунова) проходила с 19.30 до 21.00 после всенощного бдения под воскресный день и собрала более 50 человек.
Рассматривая проект «О подготовке ко Святому Причащению», было поднято несколько тем. В частности, прихожане обратили внимание на совершение Таинства Исповеди. Должен ли человек сам произносить свою исповедь, даже если она уже им собственноручно записана? Священнослужители отметили, что "каяться должен человек, а не священник за него". Об этом говорится и во второй священнической молитве, которую пастыри читают перед совершением Таинства Покаяния.
Нужно ли родителям читать молитвы ко причастию за детей? Дискуссия вокруг этой практики объединила все собрание. Высказывалось мнение, что небольшие молитвы дети старше семи лет могут и сами читать. Однако родители должны с детьми разбирать тексты молитв, чтобы дети понимали смысл молитвословий. При этом обращалось внимание, что родителям не только нужно причащать детей, но и самим причащаться. Участники собрания согласились: ненормально, когда дети причащаются, а родители – нет. Семьи должны причащаться вместе.
А как нужно готовить детей ко причастию? Родители отметили, что постом для ребенка может являться не отказ от скоромной пищи, а отказ от развлечений, удовольствий. Кто-то считает, что с наступлением семилетнего возраста, когда ребенок должен начать исповедоваться, можно детей нацеливать на говение. Кто-то полагает, что готовить ребенка к Таинству нужно начинать как можно раньше (с трех, четырех лет), ведь в церковных семьях дети рано начинают исповедоваться и готовиться ко причастию (раньше семи лет), так как церковная жизнь для них естественна. Священнослужители отметили, что с определенного возраста (пять-шесть лет) перед ребенком нужно ставить выбор: «вода-еда» или причастие, плохое поведение (и тогда ребенок остается дома) или радость общения со всей семьей в храме.

Во время встречи подчеркивалось, что из документа неясно, кто такой «духовный отец». Для понимания этого термина современными верующими в проекте нужно заменить «духовный отец» на «священник, у которого постоянно исповедуется христианин». Это поможет сориентировать людей, чтобы они стали исповедоваться у одного и того священника. Было отмечено: в приходской жизни духовником обычно называется исповедник.

В связи с темой подготовки к причастию при условии регулярного (каждую неделю) участия в Таинстве, говорилось о необходимости соблюдения уставных многодневных и однодневных постов. Этого, по мнению прихожан, достаточно для тех, кто постоянно ходит в храм и участвует в Таинствах, а все «сверхмеры» (дополнительные говения и молитвенные послушания) нужно обговаривать с исповедником. Однако если человек причащается раз в три недели, в месяц, то ко причастию нужно готовиться больше – не менее двух-трех дней.
Прихожане выразили убеждение, что в документе должны оговариваться условия причастия во время путешествий (в частности, командировок) или лечения, так как в это время люди себе не принадлежат и не могут говеть согласно церковным установлениям.
Также возникла дискуссия о полезности документа, регламентирующего практику подготовки ко причастию. Данный документ – форма пожеланий, адресованная ко всей полноте Церкви (архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам). Прихожане при этом подчеркнули, что определять нормы должен священник, у которого человек регулярно исповедуется, а не любой пастырь, к которому мирянин попал на исповедь. Священнослужителями высказывалось мнение, что данный документ «ограничивает произвол некоторых священнослужителей», что, несомненно, весьма положительно для нормального развития церковной жизни и позволит мирянам активнее участвовать в Таинствах.
Изучая проект «О христианском погребении усопших», священнослужители выразили убеждение, что документ нужно тематически разделить на две части: «О кремации» и «О заочном отпевании».
В ходе обсуждения подчеркивалось, отпевание нужно совершать не так, как удобно родственникам, а так, как того требует почивший (без спешки, в храме). При этом непременным условием заочного отпевания должна стать дополнительная лития перед тем, как земля с молитвой передается родственникам. Особенно это важно в тех случаях, когда родственники не присутствуют на заочном отпевании.
При рассмотрении проекта «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» у прихожан возникло несколько вопросов: «Могут ли старообрядцы (не единоверцы) быть восприемниками православных?» и «Можно ли причащаться у старообрядцев?».
В отношении первого необходимо дать разъяснения в самом документе, в отношении второго вопрошания отмечалось: «Причастие у единоверцев возможно, у старообрядцев – нет.
Проекты «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)» и «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» каких бы то ни было мнений не вызвали.

По материалам сайта храма Пророка Божия Илии в Черкизово