Ильинский приход в Черкизове: «Люди, которым небезразлична чистота»
- Новости викариатства
- Прочитано 1878 раз
Дача святителя Алексия, удивительная жизнь прозорливца Якова Корейши и необычная акция прихожан -- уборка берегов Черкизовского пруда – история и современность одного из самых активных московских приходов.
Наследие Серкиз-Бея
И сам возвышающийся на холме белоснежный Илиинский храм, и устроенный у его подножия пруд имеют очень древнюю историю.
Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле.
Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек – Илья Озаков. Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим Православие. Именно ему мы обязаны первой построенной, но не дошедшей до наших дней деревянной церковью во имя своего небесного покровителя пророка Божия Илии.
Известно еще, что в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту, выдающемуся русскому церковному деятелю из рода Бяконтов. Среди них упоминается и село Черкизовское, отданное по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда», более известный нам по урокам истории как Чудов монастырь, названный так в память о Чуде Архистратига Михаила в Хонех, который, к великому сожалению, был разрушен в 1930 году, в годы богоборчества.
Впервые Черкизово встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено «на мое серебрецо», поэтому неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Кстати сказать, недавно вышла в свет книга под таким названием – «Чудотворца Алексия вотчина», изданная на основе исторических фактов под руководством настоятеля Илиинского храма архимандрита Саввы (Тутунова).
Но возвращаясь в те далекие годы, стоит сказать, что Черкизово было весьма отдаленной окраиной, где все располагало к уединению и отдыху. Не случайно это место среди лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притоке Яузы, митрополит Алексий выбрал для своей архиерейской дачи, куда он обычно перебирался в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников.
Архиерейская дача
Возрождение и расцвет Илиинского храма и митрополичьей резиденции относится к середине XVIII века. Этот период связан с именами митрополитов Тимофея (Щербацкого), Платона (Левшина), святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Сибири и Америки.
Известный своим изысканным вкусом митрополит Тимофей устроил целый комплекс архиерейского подворья с дворцовой частью, хозяйственными постройками, садово-парковыми затеями.
Позднее, инициативе владыки Платона, построенный митрополитом Тимофеем архиерейский дом был отреставрирован. При нем на архиерейском подворье появились березы и был устроен огороженный каменным заборчиком дивный розарий, ухаживать за которым он предпочитал сам, и где очень любил находиться в часы отдохновения.
30 сентября 1868 года из Чудова монастыря только заступившему на московскую кафедру митрополиту Иннокентию (Вениаминову) был прислан доклад о состоянии этог архиерейского подворья. В нем говорилось, что архиерейский дом в подмосковном селе Черкизово «пришел в такую ветхость, что исправить его починкою уже невозможно». И посему испрашивалось архипастырское разрешение на закладку каменного фундамента под новый дом.
Новый дом, проект которого был выполнен архитектором Василием Николаевичем Корнеевым, был построен в течении двух лет. Оригинальной особенностью этого произведения зодчества является ренессансная трактовка парадного фасада дома с ее четырехгранными колоннами, арками и медальонами.
Вообще надо сказать, что судьба архиерейской резиденции в Черкизове связана с целым рядом выдающихся людей.
Обычно с ранней весны и до поздней осени жил здесь митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). Здесь он закончил свой фундаментальный богословский труд «История Русской Церкви» в 13-ти томах. Здесь, на даче в Черкизове, 9 июня 1882 года он завершил свой земной путь.
Местом своего летнего пребывания избрал архиерейский дом у живописного пруда митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), когда нес архиерейское служение в Москве. В 1898 году он заступил на московскую кафедру и сразу же деятельно включился в жизнь Чудова монастыря и его архиерейского подворья, большое внимание уделяя сохранности его исторического ландшафта. При нем благоустраивается и принимает нынешний облик церковь пророка Божия Илии: заканчивается ее реконструкция и внутренняя роспись, а также строительство изящной шатровой колокольни. 23 мая 1899 года митрополит Владимир освятил новый, уже трехпрестольный, храм с центральным пределом в честь Воздвижения Креста Господня.
Напомним, что владыка Владимир был зверски убит в 1918 году, став первым священномучеником в ХХ веке из числа иерархов Русской Православной Церкви.
После октябрьской революции к этому месту относились уже без надлежащего благоговения. В советское время в деревянном двухэтажном здании резиденции московских митрополитов находилось ремонтно-строительное управление, а бывшая здесь домовая церковь была разорена. Сохраниться до наших дней этому дому было не суждено: он горел дважды – первый раз в 1992 году, а спустя 7 лет был полностью уничтожен пожаром.
Только к 2012 году дом был отстроен заново, завершена внутренняя отделка первого этажа. По решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, теперь резиденция стала местом проведения заседаний Общецерковного суда, созданного Архиерейским Собором в июне 2008 года.
Не стоит село без праведника
Рассказывая об этом удивительном месте, нельзя не упомянуть о том, что и в безбожное советское время в храме Илии пророка не прерывалась молитва. Сюда свозились святыни из закрывающихся московских храмов, а поэтому сегодня там сохранились уникальными старинные иконы. И еще хочется напомнить о том, что у его стен похоронен Иван Яковлевич Корейша – личность уникальная и очень известная.
В ХIХ столетии о нем знали не только в златоглавой Москве, столичном Санкт-Петербурге или губернском городе Смоленске, где родился этот праведной жизни человек, пострадавший за свою любовь к ближнему. Более сорока лет находился он в сумасшедшем доме на Преображенке, из них первые три года был прикован цепями к стене в холодном сыром подвале. И только благодаря тому, что в московскую Преображенскую больницу был назначен доктор Василий Федорович Саблер – известный психиатр, доктор медицины и просто добрый человек , Иван Яковлевич был переведен в светлое большое помещение. Но и здесь он умудрился занять совсем немного места – всего лишь уголок большой комнаты.
К Ивану Яковлевичу Корейше ходила буквально вся Москва. В течение его продолжительного пребывания Преображенская больница расцвела, ее капитал, поскольку с каждого приходящего было установлено брать по 20 копеек на улучшение быта больных, составил несколько тысяч рублей. Причем с бедных по просьбе Ивана Яковлевича за вход не брали. Между ними он делил все, что ему приносили.
Корейша был настолько популярен, что вошел в произведения выдающихся русских писателей как под фактическим, так и под вымышленными именами. О нем писали Федор Михайлович Достоевский в «Бесах», Николай Семенович Ле
Умер Иван Яковлевич Корейша 19 сентября (6 сентября по ст. ст.) 1861 года в день памяти Чуда Архистратига Михаила в Хонех. По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова), Корейшу решили похоронить в Москве, в ограде Черкизовского храма. И в этом также прослеживается связь с Чудовым монастырем, которому раньше принадлежало Черкизово. Владыка уважил просьбу родной племянницы почившего Марии, которая была замужем за дьяконом этого храма Никифором, причем дьяконское место им было получено по ходатайству Корейши к тому же митрополиту Филарету.
Как при жизни Иван Яковлевич привлекал к себе множество людей, так и сейчас на могилу к нему приходят его многочисленные почитатели. Они с благодарностью приносят цветы, молятся. По молитвам угодника Божия многие получают помощь и утешение в житейских и семейных нуждах, в скорбях и болезнях, исцеление от различных недугов, в том числе неизлечимых, освобождение от пагубных страстей, включая алкоголизм и наркозависимость, о чем многие прихожане оставляют свои письменные свидетельства.
Как вернуться к истокам?
Обычно в праздник Крещения Господня на архиерейский пруд, где сооружалась Иордань и освящалась вода, ходили Крестным ходом. В течение всего года в пруду ловили рыбу, которая водилась там в большом количестве, а воду жители близлежащих домов использовали как питьевую.
Правда сегодня не только пить из некогда замечательного водоема нельзя, но и купаться в нем строжайше запрещено. Вся береговая зона завалена строительным мусором и бытовыми отходами. Собственно, поэтому и решили в Илиинском приходе своими силами спасать это уникальное место, которым наградил их Господь.
Тем более что и священноначалие призвало православных христиан внимательнее относиться к окружающей среде. В феврале этого года на Архиерейском Соборе был принят документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», где особо подчеркнуто, что долг христианина трудиться в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды, думая о сохранении здоровья и нормальной жизни людей.
И вот 16 июня этого года более двадцати энтузиастов, приготовив мусорные мешки и рабочие перчатки, вышли к пруду на воскресник. Одна из молодых прихожанок храма Ольга Куликовская рассказала, что выросла у этого пруда и конечно же его нынешнее состояние не может оставить ее равнодушной. «Хотя отдыхающих такое состояние пруда не отпугивает, – удивляется Ольга, – и общую картину дополняют еще брошенные пакеты и горы мусора, которые они оставляют после посиделок на природе. Поэтому мы и вышли в июньский день на воскресник для возвращения пруду былого вида, хотелось личным примером засвидетельствовать необходимость заботы о нашей малой родине».
Девушка считает со временем такие воскресники из разовой акции могут перерасти во что-то более определенное, стать повседневной заботой местных жителей о том месте, где они живут. И очень надеется, что в следующий раз в уборке примут уже не 20 человек, а гораздо больше. Ведь и в этот раз некоторые отдыхающие, воодушевленные добрым примером, стали убирать вокруг себя.
– Один мужчина из компании рыбаков долго наблюдал за нашими действиями и через какое-то время решил к нам подойти. А, узнав, что мы убираем пруд по собственной инициативе, начал нам помогать, – с улыбкой заметила Ольга.
Причем в уборке пруда участвовала не только молодежь храма, но и прихожане постарше, и дети с родителями. И не только жители близлежащего столичного района Черкизово.
«Кого-то привели с собой друзья. И хотя некоторые прихожане добираются к нам из другого района Москвы, но и они не остались равнодушными, что очень нас порадовало. Я считаю, наш христианский долг не оставаться равнодушным к природным проблемам, и начать нужно со своей малой родины, со своего района, тем более, когда потребность в помощи уже видна невооруженным глазом», – сказала Ольга Куликовская.
Конечно же, мероприятие это не возникло само собой, поясняет еще один его активный участник Кирилл Егоров.
– Мы живо откликнулись на обращение нашего настоятеля отца Саввы выйти на уборку, потому что все живем бок о бок и надо друг другу помогать. И показывать другим, что мусорить нельзя и есть люди, которым небезразлична чистота, – заметил Кирилл.
«Оказывается, навести вокруг себя порядок можно и малыми силами?» – спросила я у Кирилла, однако с таким заключением он позволил себе не согласиться.
– Не могу сказать, что «малыми», – ответил он, – если учесть, что мы там трудились порядка трех часов. Как раз сил достаточно много было потрачено. Было видно, как все устали. Это была очень серьезная работа. Все увлеклись и тщательно стали убирать территорию, хотя не всю убрали, в основном, прогулочные места. Но наша инициатива произвела эффект на окружающих: многие люди, которые отдыхали, тоже воодушевились и начали сгребать вокруг себя мусор. Считаю, такая акция очень полезна, ее надо шире освещать, рассказывать о ней на приходе. После мы сделали фотоотчет об этом мероприятии, который разместили на стенде у храма. Кроме того у нас появилась идея подготовить плакаты и укрепить их в местах, где народ отдыхает. Смысл их в том, что нам небезразлично место, где мы живем. Чтобы все видели, что здесь убирались, и не дворники, которым платят, а обычные люди, которые здесь живут. Такая социальная инициатива в любом случае принесет пользу и, может быть, люди станут по-другому к этому относиться.
«Не надо бороться за чистоту – надо подметать», – сказал однажды известный писатель Михаил Зощенко. И правда, разве сложно, как метко подметил прихожанин черкизовского храма Кирилл Егоров, просто собраться вместе тем, кому небезразлична чистота и, засучив рукава, навести вокруг себя порядок . Ведь эта удивительная природа дана нам самим Создателем, а сохранена заботой многих поколений, как показывает история, замечательных людей, которые не только любовались ею, но берегли и преумножали ее красоту. Так почему бы и нам не последовать их примеру?! Ведь сколько радости приносит такое по-настоящему хорошее дело, не передать словами!
Анна Панина, "Нескучный сад"