Отечеству нашему пресветлый светильниче (К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского)
- Новости викариатства
- Прочитано 4429 раз
«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры,
мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому
первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись,
зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти
линии русской культуры сходятся к Преподобному».
Священник Павел Флоренский
14 августа 2011 года Президентом РФ был подписан Указ «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». Таким образом, в 2014 году мы будем отмечать этот юбилей.
В преддверии этого события многие, особенно малоцерковные люди, задаются вопросами, чем же замечателен преподобный Сергий?
Почему человек, не оставивший после себя ни строчки, вообще сторонившийся какого-либо учительства, тем не менее заслужил в веках всенародную любовь, почитание, которые проявляются в таких эпитетах: «Ангел-хранитель земли Русской», «Игумен Русской земли», «Заступник за землю Русскую», «Печальник земли Русской»? И что же заставляет современников, называющих себя цивилизованными людьми, обращаться к далёкому ХIV веку, пристально вглядываясь в события и лица? Одновременно с возникающими вопросами приходит и осознание того, что человеку ХХI века с явно выраженными гедонистическими склонностями не всегда возможно постичь, в чём же состоит смысл духовного аскетического подвига преподобного Сергия и чем было значимо явление Преподобного в истории нашего государства.
Постараемся найти на эти вопросы ответы у отечественных историков, в том числе церковных, принимая во внимание, что человек средневековой эпохи был чрезвычайно религиозен и весь уклад его жизни был неразрывно связан с православной верой.
Явление такой личности, как преподобный Сергий Радонежский, было, несомненно, предопределено и духовно, и исторически, на что указывают исследователи русского Средневековья: «В дни великих бедствий и испытаний, когда решается вопрос — быть или не быть государству, когда народ находится на грани исчезновения, Господь по молитвам и деяниям праведников даёт вождей и светочей духовных, способных сохранить, укрепить и направить уже рассыпающийся корабль государства и нации. Слезами, трудами, молитвами, муками, воинскими подвигами многих радетелей за землю Русскую выпествован был великий подвижник, способный не только продлить жизнь стране, народу, но и придать им новые смысл, движение, развитие, становление. Преподобный Сергий Радонежский оказался в основе и в центре всей будущей истории государства Российского, и его живое участие действенно до наших дней» (Энциклопедия православной святости / А.И.Рогов, А.Г. Парменов. Т. 2. — М., 2003. — С.
Будущий игумен Земли Русской родился, как сказано в житии, у благочестивых родителей — ростовского боярина Кирилла и жены его Марии, в сельце Варницы. Днём рождения преподобного Сергия считается 3(16) мая 1314 года (Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. — М.: С.Посад, 2007. — С. 15-17.). При крещении младенец был наречён Варфоломеем в честь святого апостола Варфоломея, память которого приходится на 11(24) июня. Время рождения будущего духовного светоча совпало с весьма трагической эпохой для Руси, покорённой Золотой Ордой и изнывающей от постоянных набегов татар-кочевников и тяжёлых поборов-ясаков. Семья ростовских бояр, подвергавшаяся беспрестанному разорению и притеснениям, окончательно обеднела и была вынуждена перебраться в Радонеж, что недалеко от Хотькова.
С младенчества Варфоломей отличался от сверстников удивительной для его возраста молитвенностью. Варфоломей никогда не выходил из-под родительской воли, был послушным и ласковым ребёнком. Лишь одно не давалось ему — обучение грамоте.
Наверное, нет ни одного человека, которому не была знакома картина М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», где художник отразил знаменательный для святого момент — встречу со схимником, который помолившись за отрока, благословил его и передал кусочек освящённой просфоры, сказав при этом, что тот больше не будет испытывать затруднений в обучении.
Очень рано Варфоломей почувствовал склонность к монашеской жизни, поэтому он обратился к отцу за благословением. Однако отец, одобрив решение сына, указал ему на свой и его матери преклонный возраст, из-за чего им невозможно обойтись без помощника по хозяйству. Лишь после смерти родителей, которые незадолго до неё приняли схиму и были похоронены в Хотьковском Покровском монастыре, осуществил своё желание. Варфоломею было 23 года, когда игумен Митрофан постриг его в монашество и нарек именем Сергий. Пострижение произошло 7(20) октября, в день памяти мучеников Вакха и Сергия.
Маковец стал на долгие годы местом пребывания преподобного Сергия. Невысокую, пологую гору, прозванною Маковец, и омываемую с двух сторон речками, находящуюся в десяти верстах от Радонежа, Варфоломей присмотрел ещё при жизни родителей. Теперь же, после их смерти, он пришёл на Маковец вместе со старшим братом Стефаном, который к тому времени уже овдовел. В два топора они срубили церковь и освятили её во имя «Святыя и Живоначальныя Троицы». Так, было заложено основание будущего Свято-Троицкого монастыря, который летописцы станут называть «Домом Пресвятыя Троицы».
Брату Стефану жизнь среди лесов, полная лишений и постоянных трудов, оказалась не по силам. Он уходит в Москву, в Богоявленский монастырь, где вскоре становится его настоятелем и духовником великого князя. Преподобный Сергий остаётся один. Леса в окрестностях горы были настоящими чащобами, полными диких зверей и хищников. К отшельнику зимой могли прийти волки. Что было у монаха Сергия, чтобы их отогнать? Только молитва. Волки приближались к нему, принюхивались и отходили прочь. Как утверждал жизнеописатель, молодой инок долгое время подкармливал приходящего к его келии медведя, отдавая ему свой хлеб, сам нередко оставаясь голодным. Когда же еды не было, зверь жалобно выл, а преподобный Сергий ласково уговаривал его потерпеть.
Несмотря на то, что святой вёл отшельническую жизнь, слух о нём и церкви среди лесов, распространялся по округе. К нему потянулись иноки, искавшие уединения, особого монашеского подвига и руководства в нём. Не все оставались в новом монастыре. На первых порах инокам приходилось претерпевать большие лишения: и нехватку пищи, и недостаток воды, и великие труды по строительству монастыря. Только крепкая вера, истинное благочестие побеждали трудности такой жизни. Преподобный наставлял братию словами из Евангелия: «Воззрите на птицы небесные, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец Небесный питает их» (Мф 6:26). В самые же сложные моменты преподобный Сергий своим примером поднимал дух монашеской братии. Не было воды, он шёл по воду, не хватало рабочих рук, Сергий брался за топор и принимался за постройку, пропадала вода, он, одному ему ведомыми путями, шёл по лесу и находил источник, не было хлеба — Преподобный молился и вскоре от некого христолюбца (как говорили в те времена) приходил обоз с хлебом. «Люты скорби, но сладок рай, тяжелы труды, но велика награда», — так преподобный Сергий утешал братию, собравшуюся вокруг храма Живоначальной Троицы на Маковце.
В монашеском устроении преподобный Сергий совершил самый настоящий переворот. Он положил начало тому, что на Руси по примеру древней Церкви появились иноки-пустынники, устроив монашескую обитель с общежительным уставом вдали от поселений, в глухих лесах Московского княжества. Здесь иноки обретались совместно в евангельской любви, единомыслии и, говоря современным языком, экономическом единстве. Много забот игумен Троицкой обители уделил составлению хорошей библиотеки; при этом книги не только переписывались в самом монастыре, но и покупались, чтобы «всякое полезное чтение было под рукой у братии». Сергиева Лавра, по словам священника Павла Флоренского, от самого своего основания делается очагом обширной литературной деятельности. В дальнейшем, созданный преподобным Сергием, Свято-Троицкий монастырь стал одним из главных центров русской православной средневековой культуры. Так духовно возвысился Маковец.
Авторитет же самого святого был высок не только среди братии монастыря, но и среди церковных и государственных деятелей того времени. Молитвенность, смирение, кротость, нестяжание, трудолюбие, истинное благочестие и особая духовная незаурядность, глубина ума вызывали у современников исключительное уважение к Преподобному; ещё при жизни игумен Сергий почитался в народе как святой. «Ангелов собеседниче», — говорится в службе преподобному Сергию - «Отечеству нашему пресветлый светильниче».Своими неустанными духовными трудами, подвижничеством преподобный Сергий взрастил немало учеников, или «собеседников», «сотаинников», испытавших его духовное влияние, которые, расходясь по Руси, создавали новые монастыри, подобные Свято-Троицкому. Учениками прп. Сергия Радонежского было основано более 50-ти монастырей в разных концах Руси, вплоть до Пермского края. Все эти монастыри жили по уставу прп. Сергия. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) писал в своей «Истории Русской Церкви»: «Заслуга преподобного Сергия для русского монашества состоит не в том одном, что он основал Свято-Троицкую Лавру, а равно и в том, что его трудами или при его участии и благословении устроено несколько других обителей» (Кн. 3. — М., 1995. — С. 115). Надо также помнить, что в те времена монастыри были центрами духовного и физического врачевания, просвещения, где переписывались книги, создавались иконы, велись летописи, учреждались библиотеки, школы, где учились жить и поступать по совести.
В самом начале не всё гладко было во вновь созданной Троицкой обители, особенно в то время, когда вводился общежительный устав. Видя, что часть братии противится новому порядку и не внимает увещеваниям, Сергий, ставший к тому времени игуменом монастыря, принимает решение покинуть его. Так, он оказывается на реке Киржач, где начинает строительство новой обители. Нестроения же в Троицкой обители продолжаются и после ухода её игумена. Часть радонежских монахов следует за преподобным Сергием. Оставшиеся начинают осознавать свои заблуждения и обращаются к митрополиту Московскому Алексию с просьбой вернуть святого в обитель. Внимая зову раскаявшихся, преподобный возвращается и вновь принимается за прежние труды, подвизаясь то как простой монах, то как политик-государственник. При этом святой всячески избегает земных почестей, отказавшись, кстати, возглавить Русскую Церковь после смерти митрополита Московского Алексия в 1378 году.
Размышляя о значении преподобного Сергия в истории нашей страны, можно сказать, что время же его духовного служения поставило перед Преподобным ещё одно предназначение, помимо спасения человеческих душ, —освобождение Руси от ордынского засилья. Однако прежде надо было собрать разрозненные княжества в единое государство с признанием главенства одного князя — Московского. И святой сам пошёл к князьям, чтобы примирить их и собрать Русь воедино. Несколько лет было потрачено игуменом Сергием на миротворчество, дабы прекратить усобицы между русскими правителями, которые ослабляли и без того обессиленную Русь. И, наконец, к 1380 году это удалось совершить.
В Орде также происходили усобицы: хан сменял хана, Орда ослабевала. В конце концов власть захватил хан Мамай, желавший вернуть Орде былую силу.Кульминационным моментом в истории Руси ХIV века стала Куликовская битва, сделавшая решительный шаг к освобождению Московского государства от владычества Золотой Орды. На призыв Великого князя Димитрия Иоанновича выступить против войска хана Мамая откликнулись тверичи, суздальцы, новгородцы, псковитяне, белозерцы и многие другие. Все посылали свою рать под алые стяги с образом Спаса Нерукотворного дружины Московского князя Димитрия. Русичами уже давно владело желание освободиться от ордынского ига. И вот пришёл долгожданный час. Каждый ратник, готовясь к предстоящему бою, прекрасно осознавал евангельские слова, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин 15:13). Великая цель требовала великих усилий и немалых жертв.
По пути на Дон, как повествуют некоторые источники, великий князь Московский Димитрий вместе с войском прибыл в монастырь Живоначальной Троицы к преподобному Сергию. Перед битвой святой, отслужил молебен и благословил его и отправил с князем Димитрием монахов Троицкого монастыря Александра Пересвета и Андрея Ослябю, бывших в миру воинами, с такими словами: «Мир вам, братья мои, пострадайте, как добрые воины Христовы». И, как сказано в Житии преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, «и дал им Сергий вместо тленного оружия нетленное — Крест Христов, нашит на схимах».
Накануне сражения, которое состоялось 8 (21) сентября в день празднования Церковью Рождества Пресвятой Богородицы, великий князь Димитрий Иоаннович получил от игумена Сергия грамоту, в которой, по словам Епифания Премудрого, было сказано, чтобы князь безо всякого сомнения начинал битву, «чтоб еси, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и святая Богородица» (Соловьёв С.М. Соч. Кн. 2, т. 3. — С. 276.)
И пока продолжалось сражение, в монастыре Живоначальной Троицы шла беспрерывная служба. Братия во главе со своим игуменом молилась о победе русского оружия. И тут же Сергий поминал убиенных, погибших на поле брани. Он своими духовными очами прозревал ход битвы и называл имена тех, кто погиб в данную минуту.
Разгромив хана Мамая, обескровленное, уменьшенное войско князя Димитрия на пути в Москву вновь посетило Троицкий монастырь. Здесь был отслужен благодарственный молебен и совершена панихида по погибшим воинам. Это была суббота и день памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя московского князя, при жизни также бывшего воином. Преподобный Сергий установил обычай молиться в Димитриевскую субботу об убиенных на поле Куликовом. Этот обычай соблюдается и поныне. Но теперь молятся не только о героях Куликовской битвы, а и о воинах, душу свою за Отечество положивших на поле брани во всех минувших войнах.
1(14) ноября 1380 года великий князь Димитрий Донской собрал в Москве общерусский княжеский съезд, на котором, по словам летописца, была установлена «велия любовь». Так была достигнута главная цель, поставленная преподобным Сергием и великим князем Димитрием Донским, «собирание» единой Руси вокруг Москвы. Задача эта была решена, по словам В.О. Ключевского, только благодаря тому, что преподобный Сергий своим личным примером пробудил нравственную потребность в русском человеке ХIV веке, униженном и угнетённом завоевателями. Пробуждение этой потребности и стало началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа.
Жизнь преподобного Сергия клонилась к закату, но он не оставлял трудов своих, совершая богослужения, помогая братии точно также, как и в начале монашества. Пришлось ему вновь применить свой дипломатический талант при примирении рязанского князя Олега с великим князем Димитрием Донским в 1385г. Вот как описывает этот эпизод историк С.М.Соловьёв: «Димитрий стал хлопотать о мире, отправил к рязанскому князю послов, но никто не мог умолить Олега; наконец по просьбе великого князя отправился в Рязань троицкий игумен, св. Сергий. Летописец говорит, что этот чудный старец тихими и кроткими речами много беседовал с Олегом о душевной пользе, о мире и любви; князь Олег переменил свирепость свою на кротость, утих и умилился душою, устыдясь такого святого мужа, и заключил с московским князем вечный мир. Этот мир был скреплён даже семейным союзом: сын Олега женился на дочери Димитрия» (Соловьев С.М. Соч. Кн. 2, т. 3. — С. 282.)
За полгода до своей кончины преподобный Сергий собрал братию, сказав: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную, смирением украшайте себя, единомыслие друг с другом храните», — благословил игумена Никона стать своим преемником, а сам ушёл в безмолвие. В день же кончины, 25 сентября (8 октября) 1392 года, преподобный причастился Святых Христовых Таин и впервые после обета молчания произнёс: «В руце Твои предаю дух мой, Господи», — и умер, как уснул. Как отметил его жизнеописатель Епифаний Премудрый, лицо Преподобного просияло неведомым нам светом и благоухание дивных райских цветов разлилось по келье и обители.
Современники преподобного Сергия оставили нам свидетельства, что ещё при жизни он совершил немало чудотворений, несколько раз удостоился явления Божией Матери (что подтверждалось его келейником Михеем). Богословы отмечают его духовный вклад в учение о Святой Троице, тайна которой была им познана опытным путём. Святейший Патриарх Кирилл, в частности, говоря о значении прп. Сергия Радонежского в русской и церковной истории, так расценивает этот вклад: «Преподобный Сергий не только умом, но и сердцем прозревал тайну Святой Троицы. И, понимая, как важно людям приобщиться к Божественному догмату единства Святой Троицы, учил своих учеников. В то время когда Русь была раздроблена, пример Бога, живущего в единстве по закону любви, явился вдохновляющим примером для людей. Перед лицом единой Троицы разрушалась, по слову преподобного Сергия, рознь мира сего» (Слово в день памяти прп. Сергия Радонежского, сказанное после Божественной литургии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 18 июля 2012 г. — см.: Журн. Московской Патриархии. — 2012. — № 10. — С. 1)
Для современного человека, несомненно, главным остаётся неизменная нравственная составляющая линия жизни преподобного, хотя такие понятия, как смирение, кротость, умение прощать обиды с трудом принимаются многими нашими современниками.
Говоря об историческом значении преподобного Сергия Радонежского, как не вспомнить слова русского историка В.О.Ключевского, сказанные им ещё в 1892 году, но не утратившие актуальности и сегодня: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшим возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады преподобного Сергия; не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание… Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведённые в нём траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его» (Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Ключевский В.О. Исторические портреты. — М., 1990. — С. 76.). К этому стоит также добавить мысль священника Павла Флоренского о том, что Дом Живоначальной Троицы в народном сознании всегда являлся и является поныне сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, осознаётся народом как Ангел-хранитель России.
Поэтому до сих пор и не зарастает тропа в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. И идут к Преподобному на поклонение и верующие, и колеблющиеся, и сомневающиеся, чтобы рассказать о своих нуждах, попросить помощи у великого русского святого и научиться от него жить по совести. И преклоняя колена пред ракою святого, молят его: «Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: Радуйся, Сергие богомудре!»
Предлагаемый список литературы поможет при организации юбилейных мероприятий, а также расширит кругозор тех, кто искренне интересуется отечественной историей.
Рекомендуемая литература
Житийные материалы
Владимирова Е. Преподобный Сергий Радонежский: Полное жизнеописание. — М.: Эксмо, 2011. — 368 с.
Димитрий Ростовский, свт. Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца // Димитрий Ростов., свт. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрием Ростовским. Кн. 1: Сентябрь. — М.: Трифонов Печенг.мон.; Книжное дело; Ковчег, 2003. — С. 511-563: ил.
Епифаний Премудрый, прп. Житие преподобного Сергия Радонежского. — С.Посад: Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 2012. - 208 с.
Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца / сост. архим. Никоном // Сердце чисто созижди во мне, Боже: Сб.святоотеч.изречений и поучений. Кн. 1. — [Мюнхен: Обитель прп. Иова Почаев., 1991]. - С. 11-28.
Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца // Избр.жития рус.святых Х-ХV вв. / Предисл.: А.Карпов. — М.: Мол.гвардия, 1992. — С. 282-317: ил.
Житие преподобного Сергия Радонежского. — М.: Неугасимая лампада, 2007. — 304 с.
Житие преподобного Сергия Радонежского и жития родителей его преподобного схимонаха Кирилла и преподобной схимонахини Марии. — М.: Оранта, 2012. — 56 с.
Никон (Лысенко), архим. Преподобный Сергий Радонежский. — М.: Вече, 2011. — 320 с.: ил. — (Православие. Традиции. Люди).
Никон (Рождественский), архиеп. Житие, чудеса и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. — М.: Трифонов Печенг.мон.; Ковчег; Новая кн., 2003. — 431 с. — (Великие святые России).
Преподобный Сергий Радонежский. — М.: Благовест, 2012. — 495 с. — (Причастники Божественного света).
Преподобный Сергий Радонежский. — М.: Сретен.мон., 2010. — 224 с. — (Жития святых)
Преподобный Сергий Радонежский: Житие, подвиги / Сост.: Гончар Ж.Э. — Минск: Лучи Софии, 1998. — 255 с.: ил.
Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца // Синаксарь: Жития святых Православной Церкви / Авт.-сост.: иеромон. Макарий Симонопетрский. — Адаптир.пер.с франц. — Т. 1: Сент.-окт. — М.: Сретен.мон., 2011. — С. 333-340.
Рассказы о чудесах преподобного Сергия Радонежского: Житие. Акафист. Молитвы. — М.: Артос-медиа, 2006. — 64 с.
Сергеева Е. Преподобный Сергий Радонежский. — М.: Вече, 2011. — 64 с.: ил. — (Православ.чудеса).Сказание о явлении и чудесах преподобного отца нашего Сергия Радонежского. — М.: Рус.хронографъ, б.г. — 32 с. — Репринт.изд. 1836 г.
Богослужебные материалы
Акафист преподобному отцу нашему Сергию игумену, Радонежскому чудотворцу. — СПб., 2000. — 84 с.: 17 л.ил. — На церковно-славян.яз.Служба со акафистом преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу. — Б.м.:Liceum,1992. — 146 с.: 1 л. ил. — (К 600-лет.преставления). — Репринт.изд. 1893 г
Исторические работы
Аверьянов К.Л. Сергий Радонежский: Личность и эпоха. — М.: Энциклопедия рус.деревень, 2006. — 444 с.
Ангел-хранитель Земли Русской: Памяти прп. Сергия Радонежского: Сб.ст. — М.: Луч, 1994. — 141 с.
Борисов Н.С. И свеча бы не угасла…: Ист.портрет Сергия Радонежского. — М.: Мол.гвардия, 1990. — 303 с.: портр. — (Ист.портреты).
Борисов Н.С. Сергий Радонежский. — М.: Мол.гвардия, 2009. — 298 с. — (Сер.: ЖЗЛ).
Взбранный России воевода: [Сб.ист.исслед.о прп. Сергии Радонежском] / Сост.: А. Светозарский. — М.: Роман-газета, 1994. — 111 с.
Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. — С.Посад: Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 2007. - 466 с. — Репринт.изд.
Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской православной Церкви: Курс лекций. — Н.Новгород: Христиан.б-ка, 2008. — Из содерж.: Сергий Радонежский, прп. — С. 13, 716, 761.
Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. — М.: Крутиц.патриаршее подворье; О-во любит.церков.ист., 1999. — Из содерж.: Прп. Сергий Радонежский. — С. 152, 159, 183, 208-210, 213, 221, 243, 249, 253-258, 317, 388, 396, 621, 712, 831.
Иоанн (Кологривов), иеромон. Преподобный Сергий Радонежский // Иоанн (Кологривов), иеромон. Очерки по истории русской святости. — Вильнюс: Интерфейс, б.г. — С. 85-109. — Библиогр.: С. 109.
Карамзин Н.М. Полн.собр.соч. В 18 т.: Т. 5. — М.: Терра-Кн.клуб, 2007. — Из содерж.: [прп. Сергий Радонежский]. - С. 33, 34, 38, 40, 43, 52, 59, 60, 62, 65, 170, 176, 237, 239, 243, 245, 247, 250, 254, 265, 267, 280-282, 284, 327, 329, 379, 427, 429.
Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. : Т.2. Курс русской истории. Ч. 2. — М.: Мысль, 1988. — Из содерж.: Сергий Радонежский, игумен и основатель Троице-Сергиева монастыря. — С. 11, 18, 233-235, 245, 260.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. — М.: АСТ; Астрель, 2011. — 640 с. — Гл. 10. Преподобный Сергий.
Макарий (Булгаков), митр. Моск.и Коломен. История Русской Церкви. Кн.3 / Науч.ред.: А.А. Турилов. — М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам.мон., 1995. — Из содерж.: Прп. Сергий Радонежский. — С. 42, 48-52, 86, 102, 108, 109, 110, 111-117, 122, 123. 131, 133, 134, 140, 141, 149, 150, 153, 155, 159, 160, 167, 168, 178-180, 214, 225, 226, 237, 239, 270, 293, 295, 296, 315, 330, 375, 379, 383, 385, 386, 393, 398, 402, 407, 439-442, 444, 445, 453.
Нечволодов А. Сказание о Русской Земле: Ч. 1-2, Кн. 1. — М.: Сварог и К, 1997. — Из содерж.: [Прп. Сергий Радонежский]. - С. 756-765, 792, 803, 814, 819, 824, 833, 838.
Платонов С.Ф. Книга о чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина. — М., 2011. — 150 с. — Репринт. 1888 г.
Преподобный Сергий Радонежский // История рус.святости. — М.: Синтагма, 2001. — С. 71-95: ил.
Сергий Радонежский, игумен (1392) // Энциклопедия православ.святости / Авт.-сост.: А.И. Рогов, А.Г. Парменов. Т.2. — М.: Ниола 21-й век; Лик пресс, 2003. — С. 151-154: ил.
Сергий Радонежский, прп. // Славян.энциклопедия. Т.2. Киев. Русь — Московия / Авт.-сост.: Богуславский В.В. — М.: Олма-Пресс, 2001. — С. 352-354: ил.
Сергий Радонежский, св., прп. // Рус.биогр.словарь в 20 т. Т.13. — М.: Терра-Кн.клуб, 2001. — С. 455-457: ил.
Смирнов П., прот. Основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры // Смирнов П., прот. История христианской православной Церкви. — М.: Православ.беседа, 1994. — С. 115-117: ил.
Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. — М.: Мысль, 1988. — Кн. 2. История России с древнейших времён: Т. 3-4. — Из содерж.: Сергий Радонежский основатель и игумен Троицкого (Сергиева) монастыря. — С. 258, 259, 275, 276, 282, 396, 401, 405, 485, 544, 554, 556, 582, 584, 608, 671; Кн. 3. История России с древнейших времён: Т. 5-6. — Сергий Радонежский основатель и игумен Троице-Сергиевого монастыря. — С. 181, 189, 277, 281, 412, 418, 442, 456.
Толстой М.В. История Русской Церкви: Рассказы из истории Русской Церкви. — М.: Изд. Спасо-Преображен. Валаам.мон., 1991. — Из содерж.: О прп. Сергии Радонежском. Гл. 5. - С. 162-177 ; Гл. 6. — С. 183-191, 192-196.
Троице-Сергиева Лавра / Под общ ред. митр. Волоколам.и Юрьев. Питирима (Нечаева); Авт.-сост.: архим. Иннокентий (Просвирин). — М.: Изд. Моск. Патриархии, 1987. — 263 с.: ил. — Библиогр.: С. 236-243. — (1000-лет. Крещения Руси посвящается).
Федотов Г.П. Святые Древней Руси. — СПб.: Сатисъ; Держава, 2004. — Гл. 8. Прп Сергий Радонежский. — С. 161-179.
Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Троице-Сергиева Лавра: Сб. — М.: Индрик, 2007. — С. 25-46.
Шафранова О. Герои Куликова поля. — М.: Паломник, 2005. — Из содерж.: Прп. Сергий Радонежский. — С. 46-59.
Художественные произведения
Балашов Д.М. Дмитрий Донской. Битва за Святую Русь: Трилогия. — М.: Астрель, 2012. — Из содерж.: Куликово поле. — С. 179-291; Горькое похмелье. — С. 292-391; Сергий Радонежский. — С. 392-478.
Балашов Д.М. Похвала Сергию: Ист. роман о Сергии Радонежском. — М.: Межрегион.центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997. - 299 с.; 1 л.ил.
Бородин С.П. Дмитрий Донской: Ист.роман. — М.: Рус.слово, 2008. — 376 с.
Крупин В. Сергий Радонежский // Крупин В. Школа святости: Очерки о рус.святых. — М.: Новоспас.мон., 2009. — С. 103-115.
Летуновский А.С. Вразумитель вождей: Жизнь и подвиги прп. Сергия Радонежского: [Ист.повествование]. — М.: Маска, 2013. — 432 с.
Лощиц Ю. Дмитрий Донской: [Ист.биография]. - М.: Новатор, 1996. — (Российские судьбы). — Гл. 11. За други своя. — С. 180-216; Гл. 12. Обстоятельства битвы. — С. 217-243; Гл. 13. От головешек. С. 244-266.
Сказание о Мамаевом побоище: Лицевая рукопись. — М.: Сов. Россия, 1980. — 270 с.: ил. — Факсимильное изд.
Старостин А.С., Тростникова Е.В. Куликово поле: Повесть. — М.: Изд.совет РПЦ, 2005. - Из содерж.: У Троицы. — С. 49-58.
Юдин Г. Скорый помощниче: Повесть о прп. Сергии Радонежском. — Коломна: Церковь Пресв. Троицы, 2001. — 63 с.: ил.
Яковлев М. Димитрий и Евдокия: Слово Любви. — М.: Даръ, 2007. — Из содерж.: Куликово. — С. 212-316; Государь-отец. — С. 317-396.
Книги по искусству
Алдошина Е.Н. Благословенный труд: [Иконы матушки Иулиании (М.Н. Соколовой)] / МДА. — М.: Изографика, 2001. - 240 с.: ил.
Астахов Ю. Историческая картина. Русская живопись: Альбом. — М.: Белый город, 2008. — 936 с.: ил. — (Сер.: Большая коллекция)
Березина И.И. Илья Глазунов. — М.: Белый город, 2003. — 48 с.: ил. — (Мастера живописи)
Великие мастера: Михаил Нестеров. - М.: Белый город; Воскресный день. — 2013. — 24 с.: 12 л.ил. — (Галерея рус.живописи) (Сер.: Набор репродукций).
Гусарова А. Нестеров. — М.: Белый город, 2001. — 63 с.: ил. — (Мастера живописи)
Ефошкин С. Пред Тобою: Альбом. — М.: Троица; Новоспас.мон., 2007. — 368 с.: ил.
Житие преподобного Сергия Радонежского в живописи Александра Простева. — Б.м.: Воскресение, 2008. — 132 с.: ил.
Князев Е. [и др.] Преподобный Сергий Радонежский / Авт.-сост.: Князев Е., Князева Е., Евстигнеев А.. — М.: Олма Медиа Групп, 2011. — 160 с.: ил. — (Чудотворные иконы).
Малинина Е.Г. Михаил Нестеров. — М.: Белый город, 2008. — 48 с.: ил.
Образ преподобного Сергия Радонежского в русском искусстве / Сост.: Е.П. Маточкин. - Самара, 2006. — 48 с.: ил.
Преподобный Сергий Радонежский: Житие в иконе: Альбом / Авт.-сост.: Н.Чугреева. — М.: Гранд-Холдинг, 2007. — 56 с.: 27 л.ил.
Преподобный Сергий Радонежский: Гравюры / Худож.: С.Харламов. — М.: Рус.духов.центр, 1992. — 8 л.ил.
Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства ХV-ХIХ веков: Каталог-альбом. — Б.м.: Руссар, 1992. — 110 с.: ил.
Рыженко П. Любимая Россия: Живопись. — М.: Искусство — ХХI век, 2008. — 110 с.: ил.
Харламов С. Зримые ступени: Альбом. — М.: Сов.писатель, 2002. — 289 с.: ил.Книги для детейАнаничев А. Радонежский чудотворец // Ананичев А. История рус.святости: Рассказы для школьников. — М.: Синтагма, 2010. — С. 53-142.
Данчук О.В. Житие преподобного Сергия Радонежского. — СПб.: Родное пепелище, 2010. — 20 с. — (Жития святых детям).
Дуванова Е. Куликовская битва. — М.: Белый город, 2007. — 11 с.
Еремина Е. Видение отрока Варфоломея: Детство и юность прп. Сергия Радонежского. — М.: Сиб.благозвонница, 2013. — 32 с. — (Б-ка православ.отрока)
Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский: Духов.проза. — М.: Дет.лит., 2004. — 319 с.: ил.; портр. — (Школьная б-ка).
Китаева Л.В. Сергий Радонежский. — М.: Белый город, 2012. — 48 с.: ил. — (Ист. России).
Крутогоров Ю. Куликовская битва: Повесть. — М.: Белый город, 2005. — Из содерж.: У преподобного Сергия. — С. 25-27. — (Ист. России).
Нечаев Л. Повесть о преподобном Сергии Радонежском. — М.: Отчий дом, 2011. — 112 с.: ил. — (Православ.дет.б-ка).
Перехвальская Е. Преподобный Сергий Радонежский // Рассказы о православных святых / Под ред. В.Воскобойникова. — СПб.: Золотой век; Диамант, 1999. — С. 321-337: ил.
Преподобный Сергий / Сост.: Е.В. Тростникова. — М.: Изд.совет РПЦ, 2004. — 136 с.: ил. — (Наши святые заступники).
Преподобный Сергий Радонежский / Текст: О. Касаткина. — М.: Православ.мир, 2011. — 80 с.: ил.
Преподобный Сергий Радонежский // Родные святые / Авт.-сост.: О.Касаткина. — М.: Православ.мир, 2007. — С. 23-32: ил.
Преподобный Сергий Радонежский: 8 окт./25 сент. // Избр.жития святых для детей / Сост.: Р. Балакшин. Т. 2. — М.: Сретен.мон., 2008. — С. 224-236: ил.
Сергий Радонежский. — М.: Граница, 2009. — 15 с.: ил. — (Защитники Земли Русской).
Скоробогатько Н. Сергий Радонежский // Скоробогатько Н. Русские святые. — М.: Белый город, 2005. — С. 16-17: ил.- (Ист. России).
Скоробогатько Н. Сергий Радонежский: История о великом святом. — М.: Белый город, 2008. — 11 с.
Худошин А. Русский патерик для детей. — М.: Оранта, 2009. — Из содерж.: Святой Сергий исцеляет солдата. — С. 147-151; Преподобный Сергий помогает несчастному. — С. 152-158.
Чарская Л. Один за всех: Повесть о жизни великого подвижника Земли Русской. — М.: Кукольный дом; Светоч, 1992. — 109 с.: ил. — (К 600-лет.кончины прп. Сергия Радонежского).
Чарская Л. Святой отрок: Повесть о юности великого подвижника Земли Русской преподобного Сергия Радонежского // Чарская Л. Полн.собр.соч.в 54 т. Т. 36. — М.: Рус.миссия: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропол.; Приход храма Св. Духа сошествия, 2007. — 143 с.: ил. — (Т-во рус.писателей)(Чтение для рус.детей)
Юдин Г.Н. Чудотворец. — М.: Эллис Лак, 1995. — 191 с.: ил. — (Рус.святые).
Языкова И. Преподобный Сергий Радонежский:[Стихотворение] //День Ангела. — М.: Круг чтения; Храм Архистратига Михаила в Тропарёве, 2005. — С.50-51: ил.
Андрюшина Светлана - заведующая Православной библиотекой храма Преображения Господня в Богородском