Епископ Пантелеимон: священник должен помочь прихожанину понять саму проблему, а не просто кратко ответить на его вопрос
- Викарий
- Прочитано 2499 раз
На Пастырском семинаре, который состоялся 24 марта священники Восточного викариатства попытались дать ответы на непростые вопросы, которые им задают прихожане.
«Наши прихожане нуждаются в духовном окормлении, и не взирая на нашу греховность, ограниченность и недостатки, мы все-таки должны исполнить то призвание, к которому призвал нас Господь», - сказал управляющий Восточным викариатством Москвы, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, открывая работу семинара. Он напомнил собравшимся, что в наше время общение с паствой – самая главная задача священника после совершения Божественной литургии: «Заниматься миссионерством, социальной работой могут и миряне, но вот пастырского служения никто кроме нас в Церкви нести не может».
Любовь, Евангелие и Правила Церкви
Епископ Пантелеимон особо отметил, что для священника очень важно при общении с паствой руководствоваться Святым Евангелием, помнить что отвечал на вопросы людей Господь, чему учил Он. Но, при этом не надо рассматривать Евангельский текст только как некий текст. «Господь живет и действует в мире, и в молитвах к Нему священнослужители должны просить вразумить их правильно отвечать на вопросы тех, кто обращается к ним за помощью», - сказал он.
Также он посоветовал не забывать руководствоваться в своих ответах канонами Русской Православной Церкви: «В наше время невозможно буквально ими руководствоваться, особенно теми, что касаются отлучения от Причастия или сроков епитимий, но, тем не менее, знать их строгость, знать отношение канонов святых отцов к той или иной проблеме очень важно» Епископ Пантелеимон считает, что только зная дух канонов Церкви, соразмерность наказаний, указанных в них, по отношению к тяжести грехов, можно и в наше время правильно определять строгость епитимьи.
«Нужна и любовь, но она не должна быть снисхождением ко греху. Мы должны уметь показать человеку, который пришел на исповедь всю неприглядность его греха, объяснить, к чему этот грех может привести, должны уметь предложить ему путь постепенного его искоренения или же категорического прекращения», - сказал епископ Пантелеимон в своем вступительном слове.
«Помогать людям надо конкретными советами, - отметил он. - Конечно, ответы на сложные вопросы не могут быть однозначными, как не были однозначными ответы Христа. Кому-то Он говорил «иди и следуй за Мной», кому –то «иди и проповедуй, что сотворил тебе Бог». Ответ всегда зависит от человека, который спрашивает. Мы должны видеть в каждом живую неповторимую человеческую личность. Надо понимать мотив вопроса, и отвечая на него, не просто вспомнить, что говорили отцы или советовали канонические правила, но понять к чему приведет наш ответ на его вопрос: будет ли наш ответ для него неудобоносимым и отвратит от Церкви, или станет холодным душем, который отрезвит его и поможет покаяться».
Сложные вопросы не «с потолка»
Вопросы к обсуждению предложили сами священники. Они вынесли их из своей пастырской практики. «Нам не нужно бояться разномыслия, это вопросы не догматические а духовные. Наоборот, желательно выявить разные мнения. - объяснил епископ Пантелеимон. – Если это возможно, то мы найдем общее решение, а если нет, то, по крайней мере, сможем зафиксировать различные взгляды и подходы к решению таких вопросов».
Первый вопрос касался абортивной практики врачей. Можно или нельзя причащаться врачу, который участвует в грехе детоубийства? «У меня исповедовалась врач гинеколог, которая сделала много абортов. Она сама понимала, что это грех. Но, врачи часто считают, что этот грех неизбежен. Она старалась отговорить женщин, но тем кого отговорить не удавалось, она выдавала направление на аборт. Я решил все-таки не допустить ее до Причастия, что делаю крайне редко. Она спросила, что ей надо делать, я ответил, что надо переводиться на другую работу, нельзя работать гинекологом, совершая эти грехи», - так прозвучал вопрос.
Отлучить нельзя, но отказать можно
Мнения священников по этому вопросу разделились. «Ко мне так же однажды обратились женщина гинеколог. Я не дерзнул отлучить ее от причастия. Она не могла расставаться со своей специальностью. Мы с ней решили, что она будет искать способ перепрофилироваться, и только в этом случае, сможет причащаться Святых Христовых Тайн до того времени, когда найдет себе другое занятие. Многие люди приходя в храм в сознательном возрасте, находят Бога, до этого времени они как бы и так были отлучены от Него». Протоиерей Александр Дасаев, Благочинный Воскресенского благочиния считает, что так как аборт невозможен ни при каких условиях, нельзя ни в коем случае разрешать причащаться в таком случае». С другой стороны бывают случаи, когда врач уже в возрасте и менять жизнь невозможно. Постепенно было выявлено три мнения: надо запрещать, но надо понять в какой форме это делать; если человек верующий и собирается бросить работу, но не может сделать это сразу, потому что надо чем-то кормить семью – можно разрешить ему причащаться; можно разрешить причащаться, потому что человек все-таки отговаривает от аборта.
Резюмируя все сказанное, епископ Пантелеимон согласился с мнением, что пока врач продолжает участвовать в абортах, причащаться ему нельзя. Также лучше не участвовать в этом ни санитаркам, которые работают в родблоке, ни медсестрам, которые помогают врачам, ни анестезиологам, которые дают наркоз. Какая форма отказа может быть? Мы не имеем права отлучать от Причастия, но мы можем сказать «я тебя причащать не смогу». Если в ответ мы слышим «я тогда пойду к другому священнику», что ж, мы не можем запретить. На этом можно остановиться. В любом случае, людям надо постараться помочь понять, что это тяжелый и страшный грех».
«Благословите на танцы!»
Часто к пастырям приходят за благословением на какое-нибудь житейское дело. Как провести лето, куда благословите учиться и так далее? Насколько глубоко можно участвовать пастырю в обычной, не духовной жизни человека? Прозвучало мнение, что если не вникать в жизнь человека вообще, настолько, насколько он сам открывает ее священнику, то и об участии в духовной жизни этого человека можно забыть. «Священник должен попытаться перефразировать вопрос так, чтобы человек увидел его через призму духовной жизни». Также было сказано и о мере ответственности, которую иногда спрашивающий хочет возложить на священника. «Надо выяснить, насколько человек сам понимает свою ответственность в решении данного вопроса. Если на самом деле священнику просто предлагают взять ответственность на себя – это не правильно. Мы должны только помочь сделать правильный выбор». Священник не может просто благословить и все. Надо узнать обстоятельства духовной жизни. Человек может быть совсем в церковь не ходил и не поймет, почему его начинание не благословляет священник. «В наше время часто приходят за благословением, например отдать дочку в школу латиноамериканских танцев. В данном случае лучше сначала поинтересоваться чем сама мама занимается, как живет семья. Может быть, эта женщина ходит в храм, причащается исповедуется, а дочка ее где-то танцами занимается, которые даже танцами не назовешь».
Клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках обратил внимание на разницу между духовником и священником, который просто принимает исповедь. «Духовник, который когда-то принял у человека генеральную исповедь за всю его жизнь, несет полную ответственность за душу вверенной ему овцы, а значит может отвечать на любые вопросы. Если священнику человек мало знаком или вообще не знаком, я считаю, что он должен провести беседу и расспросить подробно, потом уже что-то посоветовать. Ни в том, ни в другом случае приказывать человеку нельзя».
Совсем не поститься нельзя
Некоторые прихожане просят благословение на послабление поста. Протоиерей Сергий Орлов отвечал на это: «Не могу благословить на нарушение устава». Как поступать в таких случаях? Например, если человек занимается спортом, или в преклонном возрасте, или живет не в церковной семье? Все единодушно решили, что нельзя благословить не поститься вообще. «К нам в храм часто приходят спортсмены. Спорт их жизнь. Но если они ограничат потребление калорий, то не получат спортивных результатов. Мне кажется, что в таких случаях призывать человека к другим ограничениям или усилиям, больше молиться и упражнять душу».
***
На семинаре так же затронули вопросы брака между православными и иноверцами, проблемы расторжения брака, если муж алкоголик, бьет жену и детей, повторного брака, а так же некоторые вопросы духовной жизни самих священников. О вопросах, касающихся семейной жизни, и о канонических правилах Церкви епископ Пантелеимон предложил поговорить на повторном семинаре, который планируется провести в мае. В заключении он сердечно поблагодарил всех пастырей Восточного викариатсва за активное участие в семинаре и отметил, что на многие вопросы можно найти ответы только в молитве: «Очень важно дать не только краткий ответ на вопрос, но помочь человеку понять саму проблему. Если молиться, ответ придет, может быть не сразу, но придет обязательно».
Пресс-служба Восточного викариаства Москвы