Как поверить в происходящее на литургии?
- Викарий
- Прочитано 2212 раз
Тело и Кровь Христа на вкус остаются хлебом и вином, как поверить в происходящее на литургии? На вопросы о главном Таинстве Церкви отвечает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
– На вкус в чаше хлеб и вино, действительно ли это тело и кровь Христа?
– Мы знаем, что при совершении Евхаристии на предложенный нами хлеб сходит Святой дух. Схождением Святого Духа на престоле при произнесении тайосовершительных слов, при молитве всей Церкви этот хлеб прелагается, пресуществляется в тело христово, становится Телом Христовым, по вкусу и по виду оставаясь хлебом. На вкус, когда я причащаюсь Святых Таин, я чувствую, что это хлеб и вино. Но душа моя преображается, когда причащается. Я прекрасно помню, как менялась моя жена после причастия Святых Таин. Я видел изменения в ней, потому что она была мне самым близким человеком. В других людях мне это менее заметно, но в ней я видел, как менялся стиль ее поведения, как менялась интонация голоса, как менялось выражение ее глаз. После причастия человек преображается, он делается иным.
Но причастие Тела и Крови Христовых может быть человеку и в осуждение. Есть замечательный рассказ из одного жития, про причастие в осуждение. Один подвижник видел, что, когда некоторые братья подходили к чаше, ангел брал со лжицы причастие и уносил в алтарь. а какое-то темное существо влагало в уста братьев горящие уголья. Это бывало тогда, когда человек причащался недостойно. Нельзя магически соединиться с Богом. Только в детских сказках есть такие вещества, такие слова и действия, которые меняют человека без его усилий.
Можно их применять, как мертвую или живую воду, можно их произносить и совершать, не понимая их смысла. Но если причащаться без рассуждения, не понимая, чему ты причащаешься, невозможно воспринять причастие в его полноте. Даже можно причаститься в осуждение. Мы причащаем детей по вере их родителей и крестных, причащаем верующего человека, если он из-за тяжелой болезни находится в бессознательном состоянии, но нельзя причащать человека, если он не верит в чудо пресуществления или не знает об этом Таинстве.
Когда я служил священником на сельском приходе, мне приходилось причащать пожилых людей, которые из-за старости уже не могли понять вполне тайну причастия, но я им по совету иеромонаха Павла (Троицкого) объяснял смысл Таинства, они повторяли за мной молитву перед причастием. Причащал я их, как причащают детей, которые, конечно, не все могут понять. Но все-таки вера необходима, когда мы причащаемся Святых Таин. Без этой веры причащаться нельзя. Замечательный подвижник архимандрит Таврион (Батозский) говорил, что, когда совершается литургия, совершаются два чуда. Одно чудо – это то, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, а второе чудо – это то, что мы в это верим, это тоже чудо. Вера – это тоже чудо.
– Когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа?
– Святые отцы говорят о том, что момент преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову таинствен и неизвестен. Это чудо совершается во время чтения анафоры – тайносовершительной молитвы. Но когда именно – мы не знаем и стараемся глубоко в эту тайну не проникать. Неправильно считать, что хлеб и вино мгновенно после произнесения каких-то слов или совершения каких-то действий (католики считают таким моментом слова:«Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. Пийте от Нея вси, Сия есть Кровь Моя») становятся Телом и Кровью нашего Господа. Православные после установительных слов, которые католики считают тайносовершительной формулой, призывают Духа Святаго на Святые Дары. И после призвания Духа Святаго, после троекратного произнесения священником слов «Аминь! Аминь! Аминь!» мы поклоняемся Святым Дарам как Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Но сказать, в какой момент происходит это таинственное изменение, мы не дерзаем.