Спасение … в детском саду. Интервью с протоиереем Иоанном Ермиловым

Измайлово – район очень зеленый, тихий и спокойный. Недалеко от метро «Первомайская» во дворах притаился маленький храм в честь Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери.
 В 50-х ХХ века годах здесь появился детский сад, в 90-е годы это  здание было закрыто за ветхостью и его не раз пытались прибрать к рукам коммерсанты, но потерпели неудачу, а в самом начале  нового тысячелетия возник православный  приход.
Своей непростой судьбой он повторяет историю Песчанской иконы, которую  обрел в 1854 году святитель Иосаф Белгородский в городе Изюме Харьковской губернии.  Древний образ  служил    перегородкой, куда ссыпали  угль для кадила.
Вот и  этот храм затаился в ожидании своего внешнего преображения и  реконструкции.
О жизни прихода, возрождении храма и многом другом сайту Восточного викариатства рассказал его настоятель – протоиерей Иоанн Ермилов.

 - Отец Иоанн, с вашим храмом связаны два необычных факта: богослужения совершаются в здании бывшего детского сада, а сам храм - единственная в Москве церковь в честь Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери. Все эти обстоятельства делают ли особенным ваше служение здесь?
 -  Любой храм – это место, призванное оторвать  нас от суеты мира сего и помогающее вспомнить о Небесном и соединиться со Христом.
Храмы отличаются внешним видом и людьми, которые в него ходят, а благодать Святого Духа, их объединяющая, одна во всех приходах.
У нас  много молодых людей и семей с детьми, некоторые из них ходят в храм с момента его открытия. Вместе с храмом они духовно растут, а их дети укрепляются в благочестии. Среди наших прихожан  есть и много пожилых людей, живущих неподалеку.
Кроме того, верующие с разных концов Москвы  и из других городов приходят к иконе Казанской (Песчанской) Божией Матери и по молитве перед этим  чудотворным образом получают исцеления от болезней и помощь  в решении жизненных проблем.
Поэтому мы стараемся записывать рассказы людей, приносящих пожертвования к этому образу. В 57 больнице, которая находится неподалеку от нас, есть онкологическое отделение. Люди приходят помолиться после обследования с тяжелыми диагнозами, а потом рассказывают о том, что повторные анализы ничего не показали.
Просят помощи перед операциями и в лечении других недугов. Многие после этого становятся прихожанами нашего храма, и постепенно здесь складывается атмосфера какой-то семейной теплоты.
- Недавно в вашем храме появился третий священник, как это повлияет на жизнь прихода?
- Мы сможем активнее развивать разные формы служения.
С 2007 года я больше года был единственным священником, потом появился иерей Тимофей Готяшвили, сейчас  у нас есть третий священнослужитель – иерей Петр Иванов, нам обещали дать и четвертого, чтобы мы смогли совершать ежедневные богослужения и продолжать развивать социальную деятельность.
 Служение священника ведь не ограничивается только  богослужением.
У нас на приходе есть и воскресная школа, существует и продолжает развиваться социальное служение: сейчас мы раз в одну-две недели служим в психоневрологическом интернате № 12. Вместе с храмом Рождества Христова в Измайлово окормляем 57 больницу, окормляем Центр социальной реабилитации «Восточное Измайлово», детский дом на 16-Парковой улице.  В нашем храме бесплатно принимает на консультации психотерапевт (по проблемам наркологии и других зависимостей.). Уже осенью мы надеемся создать совместно с движением «Милосердие» свое добровольческое движение по оказанию различной помощи в пределах викариатства. Это поможет одним  людям помогать другим.
- Служение Церкви невозможно без  поддержки со стороны общества. Можно ли сказать, что  православным христианам сейчас никто не  препятствует в их деятельности?
- Слава Богу, в нашем обществе еще сильны чувства сострадания и милосердия, и многие приходящие в храм готовы помочь и поддержать благие начинания Церкви. Но мы до сих пор преодолеваем последствия гонений,  когда на протяжении семидесяти лет в нашей стране хотели просто уничтожить веру.  Времена изменились, но и сейчас  есть люди, которые недоброжелательно относящиеся к вере и желающие  помешать Церкви в ее служении.
Недавно мы столкнулись с тем, что в Москве есть организованная группа, которая выступает против строительства в нашем городе храмов по «программе  200», эта группа часто сознательно идет на подлог и обман в своей деятельности дезинформируя население пытаясь настроить жителей против строительства храма.
Церковь стремится этому противостоять, но очень важно, чтобы сами местные жители  отстаивали свое право на место для молитвы рядом с домом.
 Мы пробуем спокойно разъяснять свою позицию, подключать жителей района и следить за тем, чтобы от их имени не выступали противники Церкви.
- Вы упомянули о программе «200 храмов». Храм в честь иконы Казанской (Песчанской) иконы  Божией Матери – один из ее участников. Означает ли это, что будет построено новое здание для церкви?
  - В «программу-200» наш храм  попал совсем недавно,  но ремонт и оформление всех необходимых документов   начался,  как только здание было передано верующим.
Произошло это 2001 году. Бывший детский сад находился в аварийном состоянии и принадлежал Министерству путей сообщения.   Окна были выбиты, батареи лопнули от морозов, и общине сразу пришлось решать множество проблем, и нам помогали самые разные люди. Много потребовалось времени для оформления прав собственности на здание и земельный участок.
Сейчас мы готовимся к масштабной реконструкции, которая должна расширить помещение самой церкви и вспомогательных помещений привести ее в канонический вид.
По большим праздникам, когда молится много людей, в храме бывает душно – даже вентиляция и кондиционеры не спасают из-за низких потолков.
Поэтому мы планируем частичный снос восточной части здания. На новом фундаменте построим  четверик с алтарем, а в подвальном помещении мы хотим устроить крестильный храм в честь святителя Иоасафа Белгородского.
Затем мы планируем привести в порядок центральную и западную часть здания, где разместится воскресная школа, помещения для социальной работы.
Так как в нашем приходе много семей с детьми то порой в воскресные дни у нас бывает до ста причастников только детей. При храме существует большая воскресная школа (до восьмидесяти учащихся). И радостно, что стены бывшего детского сада снова озаряются светлыми чистыми эмоциями приходящих детей. Сейчас у нас выделено четыре класса для нужд воскресной школы, а после расширения мы увеличим их число до шести.
Реконструкция требует больших затрат сил и средств. Мы надеемся в ближайшее время пройти экспертизу разработанного проекта по реконструкции, решить все юридические вопросы, и уже в следующем году начать строить.
- Сколько людей сейчас могут молиться в храме?
- Сейчас наш храм рассчитан на двести - триста человек, но по большим праздникам приходят больше пятисот. Поэтому с сентября по май  по воскресеньям и  большим  праздникам мы совершаем две литургии, чтобы люди могли спокойно молиться, не мешая друг другу.
Во многом число прихожан ограничено помещением – будет больше храм,  придут и новые верующие.
 Еще один важный момент, влияющий на количество прихожан это   – возможность  поговорить с батюшкой, когда я служил литургию и исповедовал один, то просто порой не мог уделять достаточно времени всем желающим. Как только у нас стало больше священнослужителей, верующие пошли в храм, поскольку  священник, который выходит на исповедь может спокойно уделить им необходимое время.
  - Недавно вы были назначены благочинным Рождественского округа. В чем заключается ваше новое служение?
 - Сейчас благочинный – это первый помощник Викарного епископа на территории округа. Для меня это назначение было очень неожиданным. Всегда считал, что у нас есть более деятельные и духовно опытные священники, но раз меня благословили нести это послушание, то буду со всем тщанием стараться его исполнять.
Сейчас я пытаюсь понять взаимосвязи среди приходов, узнаю о своих новых обязанностях, пытаюсь найти способы решения поставленных и текущих задач.
Владыка в силу своей занятости назначает себе помощников, и мне нужно донести для священнослужителей информацию о распоряжениях, указах патриарха и добиться их исполнения.
Кроме того, благочинный обязан присутствовать в тех храмах благочиния, где служит архиерей, а также помогает викарию решать вопросы, связанные с клириками.
- Какие задачи вам придется решать как благочинному?
- Главная потребность Рождественского благочиния – это нехватка храмов и духовенства. У нас всего десять основных и три приписных храма на всю большую территорию и около двадцати площадок, где появятся  церкви в рамках «программы 200».  К сожалению, некоторые участки до сих пор не переданы Церкви, и строительство там не начато.
Наш округ – самый большой по площади. Здесь живет много людей. Сейчас  многие  вынуждены ездить на богослужение на общественном транспорте (порой с пересадками), а не ходить в церковь, находящуюся недалеко от дома. Все это влияет на приходскую жизнь благочиния.
Ведь новый храм – это центр и богослужебной жизни и место, где ведется активная социальная, миссионерская работа, создаются воскресные школы, молодежные движения.
Церкви нужны священнослужители, и нам не хватает новых батюшек. Важно понимать, что между желанием человека  принять священный сан и его рукоположением проходит довольно много времени. Будущий священнослужитель должен иметь духовное образование, жениться или стать монахом. Человек должен быть готов к тому, что путь к рукоположению может быть долог и иногда тернист. 

Протоиерей Иоанн Ермилов – настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово, благочинный Рождественского округа. Родился 22 августа 1975 года в городе Сергиев-Посад. Окончил Московскую Духовную Семинарию и Академию. Стал священником 7 июля 1998 года. С 2007 года служит настоятелем в храме Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово. Женат, отец трех сыновей и трех дочерей.

А почему вы сами  захотели стать священником?

 - Мое решение не было спонтанным. Я вырос в творческой семье, мои родители – художники. Они пришли к вере уже в осознанном возрасте, и водили меня в церковь лет с пяти-шести. Появилось много друзей из церковной среды.  Одно время я хотел пойти по стопам родителей в художественное училище, но мой духовник напомнил слова из Евангелия о том, что «жатвы много, а делателей мало», и предложил послужить Церкви.  Это и определило мою дальнейшую судьбу и повлияло на решение получить духовное образование.

Я поступил в семинарию, потом отслужил в армии, вернулся, закончил семинарию, женился и стал дьяконом, а потом и священником.
- Сейчас часто говорят о «синдроме выгорания». Что помогает вам находить силы, ведь священнику иногда бывает очень тяжело…
 - Вы правы. Служение священнослужителя порой подразумевает отдачу сил без остатка. Основная нагрузка не физическая, а эмоционально-психологическая. Приходя со службы, иногда чувствуешь себя выжатым как лимон. Служение священнослужителя – это нагрузка порой выше человеческих сил и вынести ее можно только с помощью Божией. И только предстоя у Престола, осознаешь, насколько важна эта благодатная помощь в священническом служении.  И, не имея такой помощи, невозможно с ним невозможно справиться  даже   морально и физически подготовленному человеку с духовным образованием.
Разумеется, есть и чисто человеческие моменты: приходится как-то рассчитывать свои силы, находить время на их  восстановление, находясь дома с семьей.
- Мы много говорим о священниках, иногда забывая о роли мирян в жизни Церкви. Кто ваши основные помощники на приходе?
 - 
Роль  прихожан очень важна в каждом храме. Священник не может служить литургию для себя. Богослужение совершается лишь для кого-то, это не молитвенное правило, которое можно читатьодному.
 Те люди, которые приходят в храм и в нем остаются, потихоньку формируют особенности  нашего прихода.
Он начинал создаваться еще при протоиерее Леониде Ролдугине, который служил здесь, когда храм был приписан к церкви Рождества Христова в Измайлово,  и был благочинным Преображенского благочиния.
Когда я был назначен сюда, то нашел здесь уже сложившийся коллектив, многие из которого по сей день помогают храму, потом появились и новые люди.
 Отец Тимофей Готяшвили сначала был у нас дьяконом, а затем стал священником и возглавил социальное служение. Благодаря этому я получил возможность переключиться на другие виды деятельности. Потом, по рекомендации духовника к нам пришел отец Петр Иванов, есть еще много хороших людей, которые трудятся в храме и в составе нашего Приходского собрания, другие постоянно приходят в церковь и помогают безвозмездно или работают на постоянной основе.
Надеюсь, наш храм будет и дальше обрастать и укрепляться добрыми и хорошими людьми и станет центром духовного преображения нашего района.

Андрей Зайцев