1 января Церковь вспоминает святого Илию Муромца, богатыря и монаха
- Миссионерская деятельность
- Прочитано 4054 раз
- Галерея изображений
Заведующая библиотекой храма Преображения Господня в Богородском Светлана Андрюшина рассказывает о святом воине и монахе Илие на сайте храма. Тот ли это легендарный Илия Муромец, воспетый в народном эпосе? Публикуем составленный Светланой библиографический обзор. На сайте Преображенского храма можно посмотреть подборку иконографических изображений святого.
Нередко среди посетителей Киево-Печерской Лавры возникает неподдельное удивление, когда им сообщают, что в Ближних пещерах почивают мощи преподобного Илии Муромца, Печерского. Сразу же возникает вопрос: «Неужели это тот самый легендарный богатырь Илья Муромец, герой многих русских былин?». Дать однозначный ответ на такой вопрос достаточно сложно, хотя наши предки не сомневались в том, что Илия Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю[1]. Возможно, былинный герой воплотил в себе многие черты истинного Илии, хотя достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца, Печерского дошло до нашего времени крайне мало.
Предполагают, что родился Илия около 1143 года в селе Карачарово под Муромом на Владимирщине[2] в семье крестьянина Ивана Тимофеевича Чоботова (Чёботова) и его жены Евфросинии Яковлевны, однако некоторые источники дают иные сведения о происхождении легендарного богатыря. Так, Хлебниковская летопись, датируемая ХII веком, сообщает, что в селе Ильинском на реке Белыни, расположенном не столь уж далеко от Ростова Великого, жил богатырь Илья Соколов, по прозвищу Муромец. Был он богат и знатен, а усадьба его перешла по наследству единственной дочери Александре — той самой Шуше, которая многократно упоминается во Владимирских сказаниях.
Попробуем рассмотреть как фольклорный, так и агиографический материал, связанный с именем Илии Муромца — человека и легенды.
Наиболее ранние упоминания о богатыре Илье Русском содержатся в средневековых немецких рыцарских поэмах ХIII в. В северонемецкой «Тидрек-саге» упоминаются, сидящий в Новгороде, правитель Руси Геринт и рождённый от наложницы его сын Илья — «великий властитель и сильный рыцарь». В сражении с гуннами Илья побеждает Дитриха Гильдебранта. В южнонемецкой поэме «Ортнит» Илья из Руси помогает Ортниту из Ломбардии добыть тому невесту. Эти герои имеют мало общего с русским былинным богатырём Ильёй Муромцем. Согласно русским былинам Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и «силушкой великой», которую использовал лишь для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.
В обширном комплексе русских былин об Илье Муромце современные исследователи выделяют собственно устное народное творчество, т. е. былины, записанные в ХVIII — ХIХ вв. от народных сказителей (сборник Кирши Данилова), а также собранные П.В. Киреевским, П.Н. Рыбниковым, А.Ф. Гильфердингом и др., и былины из рукописных сборников ХVII —нач. ХIХ вв., которые носят следы редакторской правки и переработки. Историк Д.И.Иловайский писал, что в эпосе об Илье Муромце можно выделить несколько исторических пластов, связанных с Киевской Русью от домонгольского периода до Смутного времени.
Считается, что к домонгольскому периоду относятся былины, рассказывающие о встречах Ильи Муромца в поле с вражескими богатырями — Збутом, Жидовином[3], Сокольником и др., а также былины о Соловье-разбойнике. С эпохой монголо-татарского ига связаны былины об Илье Муромце и Калине-царе, а также былина об Идолище поганом. События ХVII в. отразились в былине казачьего цикла «Илья Муромец на Соколе-корабле», где рассказывается, как Илья Муромец вместе с другими богатырями плывёт по морю Хвалынскому, отражая нападения крымских татар и турок. Есть предположение, что прототипом для Ильи Муромца этого сюжета послужил самозванец Лжепётр — казак Илейко Муромец, участвовавший в походах против горских племён и сражавшийся против Василия Ивановича Шуйского.
Изучением былинного эпоса о могучем святорусском богатыре Илье Муромце занимались историки и филологи-фольклористы ХIХ в. (И.Д.Иловайский, О.Ф.Миллер, В.Ф.Миллер, М.Г.Халанский, Ф.И.Буслаев и др.), ХХ в. (В.Я.Пропп, А.М.Астахова, С.Н.Азбелев, Б.А.Рыбаков[4], митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) и др.), а также молодые исследователи наших дней (Н.А.Чубрик, Н.В.Филин, С.Б.Хведченя, А.Головков).
Митрополит Санкт-Петербургскпй и Ладожскпй Иоанн (Снычёв) (1927-1995) считал, что «Крещение Руси и эпоха святого равноапостольного князя Владимира стали ядром обширного былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Главными действующими лицами киевских былин являются богатыри-воины, защищающие святую Русь от посягательств иноверцев. Центральной фигурой этого цикла, да и всего русского эпоса стал Илья Муромец»[5]. Взгляд известного митрополита на историю Древней Руси и древнерусскую литературу нередко вызывал у ряда наших современников явное неприятие. Однако, как помнится, в 90-е годы российское общество приучали к понятию «плюрализм», т. е. многообразию точек зрения, взглядов, убеждений, имеющих право на существование. Работы Владыки Иоанна были опубликованы как раз в этот период[6].
Из почти девяноста былинных сюжетов более десятка посвящено непосредственно Илье Муромцу (со всевозможными вариантами), причём большинство из них имеет отношение к защите Православия на Руси. Митрополит Иоанн предполагал, что русское богатырство представляло собой особый вид церковного, а, возможно, и иноческого, служения, необходимость которого диктовалась заботой о защите веры. При этом он приводил в качестве примера события 1380 года, когда прп. Сергий Радонежский благословил на битву с ханом Мамаем двух иноков Пересвета и Ослябю, где Пересвет, монах-воин, в качестве богатыря-зачинателя сразился с татарским великаном Темир-Мурзою.
Митрополит Иоанн в работе «Духовные основы русского богатырства» предложил распределить былины об Илье Муромце по нескольким тематическим сюжетам, по его мнению, наиболее значимым: Исцеление Ильи и получение им богатырской силы; Харизматическая преемственность богатырства; Поездка Ильи Муромца в Киев; Илья Муромец и Калин-царь; Илья и Жидовин — и дал им своё толкование.
«Просидев сиднем» долгие годы, парализованный Илья чудесным образом через калик перехожих обретает возможность ходить и при этом ещё становится обладателем «силушки богатырской».
Приходили калики перехожие. /Они крест кладут по-писанному/ Поклон ведут по-учёному, / Наливают чарочку питьица медвяного,/Подносят-то Илье Муромцу./ Как выпил-то чару питьица медвяного /Богатырско его сердце разгорелося./ … Говорят калики перехожие: / «Будь ты, Илья, великий богатырь, / И смерть тебе на бою не писана...»[7].
В Толковом словаре В.Даля «калика перехожий» определяется не только как «странник, паломник», но и как «странствующий, нищенствующий богатырь». Митрополит Иоанн находил черты странничества, а также юродства и у Ильи Муромца после обретения тем силы богатырской и решения послужить князю в защите русских рубежей. У Ильи нет ни постоянного дома, ни хозяйства, он не связывает себя никакими житейскими попечениями и заботами, презирает богатство и славу, отказываясь от чинов и наград. Юродство Ильи Муромца нашло своё выражение в необъяснимом для здравого смысла поступке богатыря, когда он с обидой на равнодушие князя Владимира к славным победам богатырским покидает княжеские палаты. Илья собирает по всему Киеву «голь кабацкую», сшибает стрелами с киевских церквей золочёные маковки и за выручку от них поит «зеленым вином», собранную из всех кабаков толпу пьяниц. Многие исследователи в недавнем прошлом объясняли это едва ли не богоборческими взглядами богатыря. Однако, если обратиться к истории юродства, то можно увидеть, что юродивые, обличая лицемерие и фарисейство современников, часто совершали поступки оскорбительные, нередко выходящие за рамки приличия. Этим они пытались пробудить у сильных мира сего «ревность о Боге, о защите православных святынь, о подвижнической, благочестивой жизни».
Возвращаясь к сюжету об исцелении, следует отметить такую мысль митрополита Иоанна, как присутствие мотива преемственной передачи благодатного дарования — харизмы. Дар, подчёркивал Владыка, получен Ильёй для служения Святой Руси и народу святорусскому, для сохранения в стране чистой веры и государственности (державности). Именно той державности, определение которой уже в ХIХ веке дал московский митрополит свт. Филарет (Дроздов): «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими». Этот дар передаётся Илье через побратима — богатыря Святогора перед смертью.
Побратавшись, богатыри Святогор и Илья вместе едут по миру и на вершине горы Елеонской находят резной дубовый гроб и решают примерить его по себе. Гроб приходится в пору Святогору, и, несмотря на все старания Ильи Муромца вызволить товарища из него, богатырь принимает там свою смерть.
Сошли они оба во белой шатёр, / Они друг другу порассказалися,/ Золотыми крестами поменялися, / Они с друг другом да побраталися[8]. …
Зовёт его Святогор-богатырь: / Наклонись ко гробу, ко маленькой щелочке, / Я дохну на тебя духом богатырским. / Как наклонился Илья / И дохнул на него Святогор-богатырь / Своим духом богатырским: / Почуял Илья, что силы в нём / Против прежнего прибавилось втрое. /… Святогор остался лежать во сырой земли, / А Илья Муромский поехал по святой Руси[9].
Митрополит Иоанн предложил весьма неожиданную трактовку образа Святогора, связанную с его смертью (см. выше процитированный отрывок). В своё время фольклористы пытались найти истоки этого сюжета и в древнеегипетских мифах, и в повествованиях Талмуда. Однако, как писал митрополит Иоанн, всё гораздо проще и «православнее». Смерть Святогора, по его мнению, не является физической смертью, Эта «смерть» представляет собой путь монашеского подвига. «Гроб» Святогора — это постриг в великую схиму, отрешающий человека от мирской жизни в его стремлении к Богу. Пройдя успешно послушание богатырства, Святогор заслужил освобождение от суеты мира, успокоение от страстей в священном безмолвии[10].
Рассматривая последующие сюжеты о русском богатыре Илье Муромце, митрополит Иоанн развивал свою идею неразрывного сплетения в былинах народной мысли с православным мироощущением. Он подчёркивал, что большинство былин об Илье Муромце проникнуты искренним, живым и глубоким благочестием. И заключая свои рассуждения о цикле былин, посвящённых богатырю святорусскому Илье Муромцу, Владыка Иоанн писал: «Говоря о былинах, как о зеркале самосознания народа, нельзя не заметить, что их отвлечённо-философское содержание весьма скудно. И это понятно, ибо народу не свойственно облекать свои взгляды, основанные на живом опыте, в мёртвые формы отвлечённого рассуждения. Ход истории и своё место в ней здоровое самосознание народа воспринимает как нечто очевидное, естественно вплетающееся в общее мироощущение. Учитывая это, можно сказать, что былины являются яркими и достоверными свидетельствами добровольного и безоговорочного воцерковления русской души»[11].
Известный историк русского Средневековья Б.Н.Флоря в своих работах также подтверждает мысль митрополита Иоанна о том, что былинный богатырь Илья Муромец выступает защитником христианской веры и православной Церкви. Да и известнейший историк русской литературы и фольклорист ХIХ в. О.Ф.Миллер в труде «Илья Муромец и богатырство киевское» писал, что характерной чертой богатыря Ильи Муромца является то, что он никогда не поддавался страстям, не соблазнялся ни красотой, ни золотом, ни властью, ни какой-либо личной сластью, что явно указывает на его аскетично-духовный образ жизни, сообразный иноческому. Cам богатырь так свидетельствует о своём предназначении, отвечая на просьбу черниговцев стать их воеводой:
Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводою в богатстве жить. Моё богатство — сила богатырская, моё дело Руси служить, от врагов оборонять[12].
При этом в былинах особо подчёркивется, что богатырь миролюбив и справедлив. К.С.Аксаков в «Заметке о значении Ильи Муромца» так писал об этом: «Илья бьёт не охотно, а только в крайних случаях; а где нет этой неприятной для него необходимости, он только показывает безвредно свою богатырскую силу, чтобы заставить уступить себе». Именно эти качества и сделали Илью Муромца любимым героем народного эпоса, поэтому канонизация богатыря, отразившаяся уже в былинах, по мнению О.Ф.Миллера, была закономерна. Вероятно, говоря о былинной канонизации Ильи Муромца, профессор истории литературы имел в виду эти строки:
Прилетала невидима сила ангельска и взимала-то его со добра коня и заносила в пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленные[13].
Итак, о ратных подвигах богатыря Илья Муромца нам известно из многочисленных былин[14]. О дальнейшей его судьбе можно узнать, познакомившись с агиографическими источниками.
Как повествует «Житие преподобного Илии Муромца, Печерского» (имеющее в какой-то мере связь с эпической биографией богатыря), получив в одном из боёв с половцами неизличимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Феодосиевом монастыре, ныне Киево-Печерской Лавре. Его постриг пришёлся, предположительно, на период игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164-1182). Однако в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Скончался прп. Илия около 1188г.[15] в возрасте 45 лет. К лику святых был причислен в 1643 г. в числе шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской Лавры.
Первый документальный источник, упоминающий имя богатыря, датируется 1574 годом[16]. А в 1594 г. Киев посетил посланник императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота, оставивший описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Как видим, сооружением специальных приделов в православных храмах Древней Руси героям-воинам оказывалась такая же честь, как и великим князьям. Из Софийского собора останки святорусского богатыря были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерской Лавры. В 1638 г. мощи Преподобного описал в своей книге на польском языке «Тератургима, или чудеса, совершившиеся как в самом Печерском монастыре, так и в обеих его пещерах» инок Лавры Афанасий Кальнофойский. Именно иноком Афанасием и определён год смерти прп. Илии — за 450 лет до написания «Тератургимы». Позднее, в 1701 г., один из паломников Киево-Печерской Лавры по имени Иоанн Лукьянов оставил следующее описание мощей прп. Илии: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке; а правая рука его изображена крестным знамением»[17].
Вначале прп. Илия Муромец, Печерский почитался как местночтимый святой Киево-Печерской Лавры. Общецерковное почитание его установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., которые разрешали печатать службы печерским святым и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. стало совершаться празднование Собора всех Киево-Печерских святых и святых в Малой России просиявших (28 сент. / 11окт., а также во вторую неделю Великого поста). Память же прп. Илии Муромца и поныне совершается Церковью 19декабря / 1 января по новому стилю.
Предание об Илие Муромце как богатыре было подтверждено медико-антропологическими исследованиями, проводившимися в Киево-Печерской Лавре в 1988-1990 гг. Исследование показало, что Илья Муромец был погребён в ХI-ХII вв., имел высокий для своего времени рост (около 180 см), исключительно развитую мышечную систему, в юности страдал заболеванием позвоночника. Эксперты обнаружили несколько переломов рёбер, правой ключицы, сквозную рану руки, проникающее ранение груди, которое, скорее всего, и послужило причиной смерти.
На основании этих исследований украинский историк С.Б.Хведченя попытался реконструировать последний бой богатыря[18]. Анализируя характер ран святого и возможное их соответствие разным видам оружия, Хведченя пришёл к выводу, что в последней схватке Илия сражался с двумя противниками. Щита у него не было. Врагам удалось сбить ратника с ног — видимо, сказывалась болезнь, сковывавшая его подвижность. После этого один из нападавших пригвоздил левую руку Муромца к земле, а второй сверху пронзил грудь копьём. Былины, кстати, отмечают, что ноги не раз подводили богатыря в бою:
Поскользит у Илейки ножка левая, / Пал Илья на сыру землю…[19]
Единственно, что не поддаётся точному определению, получены ли эти ранения до пострига богатыря в монашеский чин или уже позднее, когда Киев подвергся разрушительному набегу половцев. Как бы ни произошла гибель богатыря, это нисколько не умаляет его героизма; подвиги Илии Муромца во имя Отчизны понуждают нас благодарно склонить голову, отдавая богатырю дань уважения.
Девяностые годы прошлого века стали как бы отправной точкой для возобновления особого почитания прп. Илии Муромца. Несомненно, это было связано как с интуитивным поиском в столь нестабильное для страны время героя-защитника, так и стремлением вернуться к утраченым в эти годы традициям чтить героических предков. Особенно явно это почитание проявилось в Муроме, где в 1998г. был построен и освящён храм во имя святого Илии Муромца на Вербовском кладбище. В 1999г. в самом городе был установлен памятник богатырю работы известного скульптора В.М.Клыкова. По просьбе жителей Карачарова Гущиных, считающих себя потомками Ильи Муромца, в 1992 г. была написана икона святого (муромский иконописец И.В.Сухов)[20], находящаяся в настоящее время в карачаровской церкви во имя свв. Гурия, Самона и Авива. В 2012г. памятник прп. Илие Муромцу был установлен и во Владивостоке (скульптор К.Зинич).
Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения, Дальней авиации и Пограничной службы России, а также частей специального назначения считают святого богатыря своим небесным покровителем. В 1998 г. на территории Главного штаба Ракетных войск в Одинцовском районе Подмосковья был построен и освящён храм в честь прп. Илии Муромца. В алтаре храма находится икона святого с частицами мощей из Киево-Печерской Лавры.
В Косово после Балканской войны почти четыре года, с июля 1999 по июнь 2003 г., был развёрнут полевой храм во имя прп. Илии Муромца. Затем он был вывезен в Чечню (Введенский район), где располагался на базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 г.[21]
Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила орден прп. Илии Муромца, которым награждаются священнослужители и миряне, отличившиеся жертвенным служением Богу и Отечеству. А в России в 2006 г. рядом общественных, государственных и военных организаций был учреждён орден св. Илии Муромца «Стражу Отечества» для награждения отдельных лиц и организаций за особые заслуги, проявленные в выполнении служебного и общественного долга перед Родиной.
За последнее время были образованы различные благотворительные фонды во имя прп. Илии Муромца. Так, в Москве - это военно-патриотический фонд «Застава св. Илии Муромца», содействующий поисковым работам, в Иркутской области — Благотворительный фонд им. прп. Илии Муромца, помогающий инвалидам.
Во многих регионах России особое внимание стараются уделить воспитанию детей на героических примерах прошлого. И преуспевают в этом всевозможные православные организации. Во многих епархиях Русской Православной Церкви создаются детские патриотические общества и клубы, носящие имя славного богатыря Ильи Муромца. Так, в Муроме при Православной гимназии прп. Илии Муромца в 2010 г. был организован патриотический клуб «Илья Муромец», а в городе Вольске (Саратовская митрополия) — духовно-патриотический клуб «Илья Муромец», в Мурманске при Спасо-Преображенском соборе - Дружина им. прп. Илии Муромца, в Иркутске — подростковый клуб «Илья Муромец». Вероятно, старейшим из этих молодёжных организаций является военно-патриотический клуб «Илья Муромец», созданный в 1999г. в Одинцовском районе Подмосковья. Этими организациями проводятся всевозможные военно-спортивные соревнования (богатырские состязания), которые дают возможность ребятам не только показать свои индивидуальные способности, но и развивают командный дух. В Оренбургской области создаётся Детский православный патриотический комплекс им. св. блгв. кн. Александра Невского и св. прп. Илии Муромца «Форпост». 26 мая 2013 г. в Саракташском благочинии Оренбургской епархии на базе этого комплекса состоялся турнир по мини-футболу на кубок православного клуба «Илья Муромец». Кроме спортивных состязаний, многие клубы занимаются поисковой работой и, конечно, значительное место в их работе отводится изучению истории русской армии, знаменательных событий отечественной истории; ими проводятся в рамках «Дней былинных героев» духовные уроки «Святой богатырь Илья Муромец», а также уроки мужества, уроки-экскурсии, музейные уроки «Памяти павших будьте достойны», беседы «Защитники земли Русской», «Подвиги св. Илии Муромца» и т. д. Организаторы православного патриотического движения среди детей и подростков прекрасно осознают, что молодое поколение необходимо воспитывать на положительных примерах истории нашей Родины. И, разумеется, организация мероприятий по духовно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения не обходится без помощи православных библиотек (приходских, воскресных школ и православных учебных заведений), рекомендующих книги для прочтения, участвующих в проведении бесед, обзоров литературы, организации книжных выставок и пр.
В настоящее время по указанию Президента РФ ведётся разработка концепции единого учебника по истории для средней школы. Хотелось бы, чтобы за учёными спорами о том, каким должен быть этот учебник, не забыли о героическом прошлом нашей Родины, об её истинных героях, покрывших себя неувядаемой славой. И среди этих героев возвышается, как несокрушимая скала, святорусский богатырь, защитник нашего Отечества преподобный Илия Муромец, Печерский.
[1] После 1132 г. Киевская Русь как единое государство перестала существовать, распавшись на удельные княжества. Сказители былин, вероятно, вполне осмысленно сдвигали временные рамки, вводя персонажей в наиболее выигрышный исторический период, когда Русь консолидировалась вокруг единого князя, обладавшего непререкаемым авторитетом. Это время представлялось им временем славы и могущества Руси.
[2] Муромский краевед А.А.Титов, автор «Исторического описания города Мурома», в 1883 г. писал, что Владимир Великий [Мономах] определил в Муром лучшего наместника может быть потому, что русский богатырь Илья Муромец, родившийся в селе Карачарове, от Мурома в двух верстах, известный по словесным преданиям и некоторым, хотя неофициальным, но правдоподобным запискам, добровольно уехал в Киев служить Великому князю Владимиру. Таким образом, краевед утверждал, что местом рождения славного богатыря Ильи был Муромский край. На некоторых интернет-сайтах такжеуказывается идата рождения прп. Илии Муромца — 5 сентября.
[3] В былине запечатлена одна из драматических страниц истории Киевской Руси, в течении нескольких веков противостоявшей Хазарии, верхушка которой исповедовала иудаизм. По мнению А.Головкова, сюжет является художественной обработкой событий, связанных с победоносным походом князя Святослава в Хазарию (965г). Таким способом сказителем былины символически изображаются недавние подвиги князя Владимира Мономаха и его воинов над половцами (1111г.). Былина о поединке богатыря Ильи Муромца с хазарским богатырём вошла в издание: Песни, собранные П.В. Киреевским: В 3 ч. — М., 1860-1874. Публиковалась также в изданиях: Галахов А.Г. Русская хрестоматия: В 2 т. Т.2. — М., 1914; Илья Муромец / под ред.: Астахова А.М. — М.-Л.: Наука, 1958. — 557 с. — (Лит.памятники; Т. 48). — Назв.: Илья Муромец и чужеземный богатырь-нахвальщик.
[4] В своей монографии «Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи» (М., 1963) академик Б.А.Рыбаков сумел увязать определённые былинные сюжеты с известными историческими событиями, происходившими в средневековой Руси, а отдельных былинных героев идентифицировать с реально существовавшими личностями, показав, что фольклорные источники отражают факты русской истории IХ-Хвв.
[5] Иоанн (Снычёв), митр. Духовные основы русского богатырства: Былины как зеркало народного сознания // Самодержавие духа: Очерки рус.самосознания. — СПб., 1994. — С. 38.
[6] Надо заметить, что современный человек, следуя гуманистическим идеалам, преобладающим сегодня в обществе, часто не учитывает психологии, ментальности средневекового человека, для которого защита веры и защита Отечества равнозначные понятия. Митрополит Иоанн (Снычёв) прекрасно осознавал состояние души человека далёкого прошлого и, возможно несколько прямолинейно, но весьма убедительно передавал это в своих работах.
[7] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: В 3 т. / Под ред. А.Е. Грузинского.- Изд. 2-е. — М., 1909. — Т. 1.
[8] Илья Муромец и Святогор // Былины: Сб. — Л., 1986.
[9] Парилова Г.Н., Соймонов А.Д. Былины Пудожского края. — Петрозаводск: Госиздат, 1941.
[10]См.: Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. - СПб., 1994. — С. 41-42.
[11]Там же: С. 43, 46.
[12]Русские богатыри: Былины в пересказе И.В. Карнауховой. — М. :Дет.лит., 1974. — С. 55.
[13]См.: Святые воины Руси. — М., 2005. — С. 69; Крупин В. Школа святости. — М., 2009. — С. 59.
[14]Кстати, во время Великой Отечественной войны, после захвата Киева гитлеровцами, сказительницей М.С.Крюковой был создан новый сказ о русских богатырях, восставших из небытия ради защиты Родины от врага-супостата.
[15]В 2013г. исполнилось 825 лет со дня кончины прп. Илии Муромца. Однако существует иная датировка смерти, предложенная А.Головковым, 1118г., более соответствующая, по его мнению, времени службы Ильи Муромца у великого князя Владимира Мономаха.
[16]Письмо Филона Кмиты, старосты г. Орша Великого княжества Литовского, к трокскому каштеляну Евстафию Воловичу.
[17]См.: Православная энциклопедия. Т. 22. — М., 2009. — С. 311.
[18]Хведченя С.Б. Илья Муромец — святой богатырь. — Киев: География, 2006. — 242 с.: ил.
[19]См.: Песни, собранные П.В. Киреевским. — М., 1860.
[20]С материалами по иконографии прп. Илии Муромца можно ознакомиться в 22 томе Православной энциклопедии (статья О.А.Суховой).
[21]См.: Святые воины Руси. — М., 2005. — С. 69-70.
Галерея изображений
http://arch-news.vostokvk.ru/index.php/news/missionerskaya-deyatelnost/ilya-muromets-voin-monakh-svyatoj.html#sigProGalleria30be2c574e