Два конца, уголок и один узелок. Или зачем православной женщине так много платков?

Мало кто из нас, православных женщин, отправляясь на службу в храм, думает о стилистических особенностях простого платка. Но так ли проста эта скромная деталь туалета? Платок - аксессуар во многом миссионерский, им можно гордиться и нести его почти как знамя: ведь именно он прежде всего выдает в нас православных женщин. Наденешь его – и сразу становишься другой, не внешне – внутренне другой.

Невесомые, но не легкомысленные

Я всегда очень любила платки, носила их задолго до того, как начала ходить в храм, и имела изрядную коллекцию этих тряпичных аксессуаров. И сейчас дышу к ним, признаться, неровно, с трудом удерживаюсь от покупок новых и с интересом наблюдаю за эволюцией и классификацией   головных уборов прихожанок.
Моя коллекция, в основном, состояла из легких косынок разных цветов. Вскоре после воцерковления они были надолго убраны в шкаф, Косыночка, мнилось мне, не слишком благочестива. Есть в ней что-то легкомысленное, а вдобавок – комсомольское, особенно, если она красная. Это, конечно, несправедливо по отношению к косынкам – если из-под них, конечно, не свисают длинные распущенные волосы. В последнем случае они лишь обозначают присутствие головного убора, но в строгом смысле им не являются, так как ничего не убирают (отсюда – «убор»). Легкие косыночки незаменимы жарким летом. Их любят хористки, сотрудницы прихода, которым приходится проводить в платке целый день, а также молодежь, стремящаяся даже в храме выглядеть модно.  Косыночка практически неспособна навредить никакому имиджу.

Платки идут не всем?

Классический платок - большой или средней величины - требует к себе более серьезного отношения. Он способен полностью забить собой основной наряд. Скромное и нарядное «кобеднечное» платье, блузка с длинной юбкой могут утратить свою красоту, будучи дополненными неподходящим платком. А уж более модный, современный имидж (будь то деловой стиль или спортивный) на его фоне способен просто умереть.
И при этом берусь утверждать, что платки идут практически всем. Примерно три четверти женщин возмутятся: «Только не мне!» Они носят шляпки, трикотажные ленточки, накидывают на голову струящиеся шарфы – только не платок! В нем круглые щеки, в нем деревенский вид, в нем вообще ужасно. Просто они не нашли еще «свой» платок, подходящий к случаю и наряду. Тут все имеет значение - цвет, рисунок, фасон, размер и материал, а также способ повязывать его.
Можно завязать кончики под подбородком. Беда в том, что это практически никому не идет, кроме записных красавиц,  Аленки с одноименной шоколадки и Маши, которая «и медведь». Очень любит так носить платок английская королева – впрочем, она может позволить себе все. Однако, «духовно опытные матушки» (в моем случае это была уборщица в храме), скажут, что носить платок нужно так и только так: все остальное от лукавого. Я бросилась к литературе – ничего не нашла, поинтересовалась у батюшки, тот лишь улыбнулся: «Носи, как хочешь!».



Удачно и удобно

Менее экстремально, зато очень скромно, трогательно и женственно смотрится платок, концы которого обвязаны вокруг шеи. Чаще всего так носят его молодые девушки, глубоко воцерковленные (или стремящиеся таковыми показаться). Секрет красоты здесь не молодость и идеальный овал лица, а… наличие длинных волос.  Если сзади волосы собраны в пучок или хвостик, такой способ ношения платка, скорее всего, будет удачным.
Самый распространенный стиль: кончики платка завязаны сзади. Так ходит подавляющее большинство прихожанок. Удобно, не давит на шею, не подчеркивает неправильности овала лица и формы головы. К тому же вариантов тут масса: кончики завязываются под хвостом или пучком. Концами платка, если он достаточно велик, можно аккуратно обвязать пучок. Верхний конец можно перехватить узлом, а можно выпустить сверху. Этот способ является наиболее универсальным и совершенно лишен претензий. Так можно повязать любой платок, не заботясь о цвете, рисунке, фактуре. Сама небрежная повязка (похоже на рабочую или крестьянскую одежду) оправдывает любые несоответствия.

Другим манером

Существует масса способов повязать платок нестандартно. Их можно найти в журналах, в интернете. Большинство этих сооружений в храме смотрятся чужеродно. Виной тому  чрезмерная сложность и вычурность. Однако есть и простые неординарные способы повязки платка. Можно завязать концы на лбу а-ля гоголевская Солоха или спрятать их – получится подобие шапочки.
Еще вариант – просто накинутый на голову большой платок или шарф. Так чаще всего ходят бизнес-леди и статс-дамы, не желающие портить налаченную прическу. А также – женщины, упрямо считающие, что платок их простит.
Есть ажурные беретки и шапочки – эта мода пришла в Москву из Екатеринбурга. Очень красиво, очень удобно, идет почти всем. Но, по наблюдениям, приживается у нас этот стиль, в основом, среди старых и малых. Почему – непонятно. Очень удобно и красиво. 

Тряпица от спонсорши

Неофиты совершают много смешных вещей. По мере моего воцерковления мои разноцветные косынки, с которых я начала рассказ, уступили место хлопчатобумажным дешевым платкам мрачных цветов. Мне казалось, что в этом заключена сермяжная правда, что так и надо. Я смотрела на спонсоршу, приезжавшую на службу в красном спортивном мерседесе, и умилялась. У той на голове красовался – нет, не платок, а какая-то серая тряпка, похожая на истлевшую половую. «Вот смирение!» – думала я. Но однажды с тряпкой вышел конфуз. Дама забыла свой головной убор в доме причта после трапезы, а водителю понадобилась тряпица.  – протереть какие-то детали в машине. Он не признал в серой тряпке  платка богатой прихожанки – и протер им масляные детали автомобиля. Воистину, во всем нужно держаться срединного царского пути – даже в такой мелочи, как платочки.

Дорог платочек к Пасхальному дню

Постепенно я реабилитировала свою забытую коллекцию косынок. Они красивы, куда ж их и носить, как не в дом Божий! Мое мнение: платков должно быть много. Они могут подходить не только по цвету к юбке и быть к лицу хозяйке, платок может подходить и к церковному дню! Очень радостно надевать голубой платочек на богородичный праздник, зеленый – на Троицу, красный – на Пасху. Эта традиция, особенно живучая в сельских храмах, дарит какое-то детское чувство сопричастности сегодняшнему торжеству.
Вряд ли мне удалось перечислить все разнообразие женских головных уборов в храме. Есть и шляпки, есть платочки с украшениями (блестками, висюльками, затейливой вышивкой), кружевные косыночки и тонкие шали-шарфы ручной вязки, есть павлово-посадские платки, которые уже не только головной убор, но и предмет одежды. Кто-то носит банданы, кто-то – широкие ленты…
А кто-то ничего не носит. Сейчас такое время, что замечания за это можно и не услышишь, а в некоторых храмах и вовсе не принято ходить в платках. По-моему, те, кто не носит головного убора, во многом себя обделяют. Платок нам дан как символ смирения перед мужчиной, а в современном мире далеко не всем, даже православным женщинам, близка эта идея.

 В платке, как у Христа за пазухой

Платок – вещь поистине чудесная. Он умиротворяет, настраивает на молитвенный лад. В нем проще прощать обиды и сложнее повышать голос. Этот маленький кусочек тонкой ткани слово встает стеной между пространством храма и остальной жизнью с ее суетой, хлопотами, неудовлетворенными амбициями. Здесь мы все равны и смиряемся – перед Богом, перед Церковью, ее Уставом, ее служителями, перед всеми людьми.

Текст: Екатерина САВОСТЬЯНОВА