Прихожанин Илья Кириличев: каждый день с Богом и музыкой

Прихожанин Илья Кириличев: каждый день с Богом и музыкой фото: Владимир Малышев

Мы поговорили с одним из организаторов благотворительных концертов «Голос души», музыкантом, прихожанином храма Спаса Нерукотворного образа в Перово, Ильей Кириличевым о вере, музыке и о том, что красивого в звуках ударных инструментов. Благотворительные концерты классической музыки «Голос души» уже полюбились жителям Восточного округа. Собранные на этих концертах средства идут на строительство храма святого князя Владимира на Перовской улице.

Путь к Богу

Илья крещен с младенчества, но не думает, что уже пришел к Богу, считает себя, находящимся в пути.«Я в процессе, – говорит он, – хотя мне еще в раннем детстве читали Библейские истории. Помню, когда мне было пятнадцать, родители справляли юбилей свадьбы. На свою стипендию я не мог им купить подарок. Я мучительно думал, что же предпринять? И вот в день юбилея я нахожу на улице кошелек с большой суммой денег и без опознавательных знаков. Я деньги взял, зашел в храм, поставил свечку, вышел, и вдруг слышу, как около меня разбивается витрина магазина посуды. Я захожу туда, а продавщица мне говорит, что у них есть прекрасные кофейные чашки и называет цену. Вместе со свечкой получалось как раз на все, найденные мной, деньги. Я купил, а когда стал эти чашки дарить, выяснилось, что родителям в этот же день подарили еще и кофейник. Никакого особенного чуда в этой истории нет, но меня поразило, как все соткалось! Из таких простых и одновременно невероятных историй, мне кажется и складывается путь человека к Богу».

Музыка

Илья не поет в церковном хоре, хотя считает, что профессионал должен отдавать свой талант Церкви. «Моя жизнь связана с ежедневным звучанием классической музыки, в мир в которой меня привел Великий Божий промысел. Но петь на клиросе – особая привилегия. Я не считаю себя профессионально подготовленным человеком для церковного пения». Для Ильи не важно, в каком стиле исполняются песнопения на службе: «Я работаю на пяти работах, трудно выкроить время, чтобы сходить в храм, поэтому, когда я оказываюсь в храме, все отходит на второй план».

 Он считает, что музыка сама в себе несет божественное начало. Многое из современной музыки Илья музыкой не считает. «Это скорее философия. Например, композиция Джона Кейджа «4.33», в которой на протяжении четырех минут и тридцати трех секунд длится пауза, а значит тишина. Еще в современной музыке часто используют диссонансные звуки, направленные на разрушение. Я считаю, что будущее все же за академической музыкой. Сейчас есть такие современные классики, как Ефрем Подгайц, Михаил Броннер. Через некоторое время их будут изучать в Консерватории. Они глубоко переживают музыку, можно сказать, проживают ее».

Чтобы глубоко переживать музыку у музыканта должна быть личная вера. «Личная вера – это что-то скрытое, сакральное. Но скрытое внутри вырывается во внешний мир через творчество. Есть примеры, когда внутренняя жизнь музыканта богата, но не связана с верой или религией. Это помогает ему только выплескивать энергию, но не молиться».

Илья и сам пишет музыку, но исполнять ее не решается. «Не осмеливаюсь исполнить свою музыку в том же концерте, где звучит музыка Баха». Музыка Ильи Кириличева звучит в дипломных программах студентов консерватории, в институте им. Ипполитова-Иванова, может быть, в ближайшее время прозвучит и в Гнесинке. 

Путь к музыке

В программе концертов часто исполняют произведения с участием таких необычных инструментов, как вибрафон, виброслэп, флексотон, фруста и цуг-флейта. Увлечение этими инструментами у Ильи началось с желания учиться в музыкальной школе. «В детстве я часто посещал с родителями концерты классической музыки. И вот однажды мама повела меня в Концертный зал дома Шуваловых, на Поварской улице, где я услышал произведения современных московских композиторов. Одно из них исполнялось на вибрафоне. Я, тогда еще маленький мальчик, увлекся этим инструментом. Как впоследствии оказалось, тогда в этом зале играл мой будущий профессор Виктор Гришин». Но, чтобы добраться до своего любимого вибрафона, Илье пришлось пройти весь длинный путь музыкального обучения. «В то время (была довольно скудная программа в музыкальной школе, и,) чтобы достичь своей мечты, приходилось заниматься в музыкальной школе совсем не тем, чем я хотел. Я осваивал барабаны и, ксилофон и, порою, не понимал, что красивого в игре на барабане, мне, в детстве неусидчивому ребенку, казалось это скучным, и не музыкальным».

Понимание пришло со временем. «Сейчас я считаю, что плохих инструментов не бывает. Просто у каждого инструмента есть своя специфика. Конечно, нельзя сравнивать ударные инструменты с фортепиано. Но современный академический исполнитель на ударных инструментах, должен уметь играть более чем на пятидесяти-семидесяти ударных инструментах симфонического оркестра».

Ударная ответственность

Илья говорит, что играть на ударных – это особая, волнительная задача. «Представьте себе, например, группу скрипок или виолончелей в оркестре… если кто-то один сыграет что-то не так, то, в принципе, этого не будет заметно. А если, ошибется человек, играющий на ударных, это заметит не только весь оркестр, но и вся публика. В этом есть, в том числе, и психологический момент. Играть на ударных на уровне солиста в принципе достаточно трудно».

В стандартный набор шумовых инструментов симфонического оркестра входит около трех десятков инструментов. Начиная от ударной установки, и заканчивая перкуссией. Есть инструменты, на которых нельзя сыграть мелодию, но можно создать эффект. Есть звуковысотные ударные инструменты, на которых можно играть мелодию. Начиная от литавр, и, заканчивая ксилофоном, маримбой, колокольчиками и вибрафоном. Какие-то инструменты более колкие, какие-то более нежные, и сыграть на них можно по-разному. Здесь открываются большие возможности для личного творчества. На концертах Илья часто исполняет произведения, в которых ударные инструменты солируют. «С одной стороны ударные инструменты очень эффектны сами по себе. С другой стороны, есть желание показать, что и с музыкальной точки зрения, эти инструменты интересны».

Команда

«Музыка может о человеке рассказать гораздо больше, чем другой человек. В разговоре человек может надеть на себя маску, скрыть что-то о себе, обмануть, но то, как он исполняет музыку, как он ее чувствует, расскажет о нем всю правду», – говорит Илья. Он не может выделить какого-то одного музыканта из тех, кто соглашается участвовать в концертной программе «Голос души». В концертах участвуют уникальные исполнители: Марина Рубинштейн, Федор Землеруб, его супруга Дарья Филипова, Сергей Жигарев, замечательные духовики Алексей Бычков и Яков Урин, Илья Свалов. «На последующих концертах к нам еще присоединились люди. Буквально за неделю до второго концерта, не попав в афишу, к нам присоединился пианист Станислав Корчагин; а в третьем концерте участвовали Людмила Губкина, Марат Мансырев, Игорь Мельников, Сергей Софиулин, Петр Тишков, Эллина Фасхитдинова и Михаил Чакрыгин».

«Поскольку концерт благотворительный, мы стараемся включать в него выступления детей. Когда нарастает эмоциональное напряжение, создается драматическое ощущение от концерта, вдруг выходит трогательный маленький ангелочек, садится за фортепиано и играет… Например, на первом концерте у нас играла замечательная маленькая пианистка Лиза Голицина. И для нее выступать рядом с профессионалами очень важно».

Школа в каждом концерте

Современного человека трудно заинтересовать классической музыкой. Тем не менее, на концерты «Голос души» приходит много людей. Илья считает, что популярность «музыки под шашлык» не отменяет стремление людей к высшим образцам культуры, и это стремление надо подогревать и удовлетворять. «Сейчас к музыке потребительское отношение. В период, когда в России переходили на популярную музыку с понижением качества, в Америке, например, переходили на нее же с повышением качества. Подогревать интерес к музыке высокого качества, на мой взгляд, задача государственная. Хорошим решением бы было создание сети небольших культурных центров в городах на периферии. Уверен, что я не единственный человек, который так думает. Наши концерты, как раз и выполняют функции такого центра. Концерты не только развлекают, но и учат, получается нечто большее, чем концерт. Мы знакомим гостей с академической музыкой и рассказываем им о произведениях, которые будем исполнять. У нас получился, в общем-то, синтетический жанр. Мы стараемся передать все направления музыки, показать наиболее выдающиеся их образцы. Вместе с концертами мы устраиваем благотворительную ярмарку, «ярмарку вкуса», на которой можно приобрести разные яства, сделанные своими руками. Художники, предоставляют нам свои работы на выставку-продажу».

Илья Кириличев – музыкант, артист оркестра, солист и дирижер духового коллектива, музыковед. путь музыканта, начатый в школе при московской консерватории, закончился аспирантурой, а сейчас Илья, участник и лауреат международных конкурсов работает в Московском государственном академическом детском театре им. Натальи Сац, преподает в музыкальной школе им. Бориса Чайковского и работает в ансамбле музыкантов театра Российской Армии

Пресс-служба Восточного викариатства